Две трети этого долгого, трудного служебного пути он провел на марийской земле: работал в Йошкар-Олинском ГОВД, около семи лет возглавлял Волжский горотдел милиции. Долгие годы руководил подразделением вневедомственной охраны республиканского МВД, сумев добиться внедрения в ее работу самых высокоточных по тем временам приборов охранной сигнализации.
На пути у грозных самураев
Когда началась война, ему шел всего шестнадцатый год. Уже осенью 1942-го Петр Мельников пришел в военкомат и настоял, чтобы его призвали в армию. Рвался на фронт, громить фашистов. Прошел подготовку в школе снайперов. Учеба была напряженной, по 12-14 часов в сутки. Новобранцев готовили к отправке под Сталинград. Но судьба распорядилась иначе: после обучения Петру Мельникову и его товарищам предстояло воевать на Дальнем Востоке, вступив в противоборство с японскими самураями. В одной из ожесточенных схваток в горах он попал под пулеметную очередь. Но судьба берегла молодого бойца: на руке остался лишь след от пули, а в гимнастерке и шинели – восемь пробоин.
Потом было долгое продвижение на восток, освобождение Китая и Северной Кореи, за которое двадцатилетний Петр Мельников в числе других советских солдат получил медаль от первого президента КНДР.
Вернувшись к мирной жизни, Петр Мельников продолжил учиться. Был направлен в Хабаровскую школу милиции. Успешно окончив ее, получил направление в один из самых «криминальных» городов тех лет, Комсомольск-на-Амуре, где оседали после амнистии уголовники-рецидивисты. Несколько лет посвятил оперативной работе, затем был назначен начальником отделения милиции. Ситуация в городе была сложной: дерзкие грабежи, разбойные нападения, жестокие убийства, кражи, совершаемые преступными группами… Чтобы переломить эту ситуацию, потребовалась огромная концентрация сил и воли.
Кого боялась местная шпана
После окончания Высшей школы МВД Петра Кузьмича направили в Марийскую АССР. С тех пор, вот уже 55-й год, его судьба связана с марийской республикой, для которой он успел сделать многое. В начале шестидесятых годов Мельников и его коллеги сумели навести порядок в Йошкар-Оле, приструнив местную шпану. Именно тогда на его руке появился шрам от ножевого ранения, который виден отчетливо до сих пор. Получен он при задержании рецидивиста, находившегося в розыске. Мельников и его коллега Леознов заметили преступника в сквере возле кинотеатра «Рекорд», сумели его обезоружить и задержать.
Трудными и в то же время интересными были годы работы в Волжском ГОВД. Занимая должность начальника отдела, Петр Мельников лично участвовал в задержании опасных преступников. Так, ему удалось отвлечь и обезоружить пьяного отморозка, который расстреливал людей из окна своего дома. Вступив в переговоры с пьяным «стрелком», он стал расспрашивать его о жизни, о том, где тот воевал. Поняв, что начальник милиции – фронтовик, мужчина переложил ружье в левую руку, чтобы протянуть правую для ответного рукопожатия: в этот момент Петр Кузьмич крепко обхватил его ладонь и вместе с подоспевшими на помощь сотрудниками милиции вытащил местного «снайпера» из окна. Тот и опомниться не успел, как оказался в милицейской машине.
Выстрелы над рекой
Целую повесть можно было бы посвятить борьбе с расхитителями леса, которая развернулась в Волжском районе в шестидесятых. Одним из самых громких задержаний тех лет, когда милиции удалось предотвратить кражу большой партии леса из затона Волжского древкомбината, руководил как раз Петр Мельников. Чтобы усыпить бдительность преступников, Петр Кузьмич поручил своим коллегам сымитировать выезда на пикник: все было обставлено так, будто милицейское начальство собирается порыбачить. Для полного правдоподобия Мельников велел водителю катера похлопотать о провианте: попросить на спасательной станции, где у преступников были свои информаторы, миски и ложки взаймы, перец для ухи и картофель. Уловка сработала: в полночь сотрудники милиции, которые дежурили все это время в засаде, увидели, что злоумышленники начали сплавлять связки леса вниз по Волге.
Наблюдая за ними в бинокль, Петр Мельников подождал, когда моторные лодки поравняются с деревом, за которым укрылись сотрудники милиции, после чего скомандовал: «Вперед!» Погоня в ночи, гулкие раскаты выстрелов над рекой, отчаянно сопротивление матерых преступников, которых Мельников своими руками вылавливал из воды и за шиворот втаскивал на борт милицейского катера, – это сюжет наверняка украсил бы любой сериал о трудной и опасной службе защитников правопорядка. Остроты эпизоду, безусловно, добавил коварный замысел преступников: они планировали обезоружить Мельникова и завладеть катером. Но это им не удалось. В общей сложности к уголовной ответственности были привлечены тогда семь человек, включая инициаторов хищения леса.
Почему карманники покидали Волжск
Перечисление раскрытых преступлений, выжитых с территории республики или оказавшихся за решеткой карманников – отдельная тема, яркие подробности и детали которой не вместит одна газетная статья. И все же приведу один интересный эпизод. В свое время Петру Мельникову удалось мобилизовать комсомольский актив Волжска на борьбу с карманниками, которые были в те годы настоящим бедствием для города. В городе орудовали не только местные жулики, но и гастролеры из Кировской области и Татарии. По словам Петра Кузьмича, из числа комсомольцев было создано несколько отрядов, разделенных на группы, так называемые «пятерки». Мельников обучил их распознавать карманников по внешнему виду и манере поведения, рассказал, где и при каких обстоятельствах можно поймать их с поличным.
Вскоре «пятерками» дружинников были охвачены все местные магазины и автобусные остановки. Местных и заезжих карманников все чаще в буквальном смысле слова ловили за руку на месте преступления. Ситуацию удалось переломить, да так, что однажды Мельникову позвонил знакомый из Татарии – начальник казанского уголовного розыска – и поинтересовался: «Петр Кузьмич, что там у вас творится? Наши карманники, говорят, боятся теперь посещать Волжск». Мельников ответил в присущей ему манере: «Вот и хорошо, пусть боятся!»
Чтобы жуликов знали в лицо
Тех щипачей, которых комсомольцы выявляли у торговых точек и остановок общественного транспорта, Мельников посоветовал фотографировать. Это позволило создать не только картотеку жуликов, но и своеобразную стенгазету из фотографий, которую разместили для сохранности в витрине крупного магазина. Эта импровизированная фотовыставка не раз помогала в поимке карманников. Одна из потерпевших опознала воришку, убежавшего с ее кошельком, как раз благодаря этой «стенгазете».
Был и курьезный эпизод. Как-то раз в кабинет Петра Кузьмича заглянул с утра пораньше колоритный мужчина, чьи манеры и внешний вид красноречиво свидетельствовали о его криминальном прошлом и настоящем. Помявшись, он обратился к Мельникову: «Гражданин начальник, уберите мое мурло из газеты! А то мне впору уезжать из города!» Начальник волжского отдела милиции был непреклонен: «Вы трижды судимы за карманные кражи и нигде не работаете? Меняйте образ жизни, устраивайтесь на работу. Я проверю. Если с прошлым будет покончено, ваше фото уберут со стенда».
Из поколения созидателей
Отдельная тема – становление и развитие подразделения вневедомственной охраны в республиканском МВД. Эту службу Петр Кузьмич возглавлял 14 лет, многое сделав для ее оснащения и подготовки сотрудников. Нужно сказать, что к началу семидесятых проблема охраны объектов от преступных посягательств стояла остро. Условий для широкого применения техсредств у местного ОВО не было. Требовались помещения, в которых можно было бы разместить пункт централизованной охраны. То, что удалось тогда Мельникову, до сих пор кажется фантастикой. Его энергии и авторитета хватило, чтобы утвердить в московском главке проект строительства здания, где сегодня располагаются не только службы вневедомственной охраны, но и руководство республиканского МВД. Позже из уст в уста, словно легенда, передавался диалог, состоявшийся в столице. «Мы даже в Москве таких больших зданий не строим», – возразили в главке, когда Мельников представил проект. «В Москве можно и не строить таких зданий»,– невозмутимо возразил Петр Кузьмич. Сейчас он жалеет об одном – что заложил в проекте пять этажей, а не шесть…
Петр Кузьмич до сих пор помнит в деталях раскрытые преступления и фамилии жуликов, представших перед судом. Хранит в памяти сотни имен и подробностей, составивших его профессиональную копилку за 32 года службы в органах правопорядка. Хотелось бы пожелать ему и впредь сохранять такую же бодрость духа, оптимизм, активную жизненную позицию. А главное – уюта и душевного тепла, которые уже много лет дарит ему спутница жизни Нэлли Александровна Леознова. Здоровья вам, дорогие наши ветераны, и долголетия!