В Россию - на охоту за призраками

Особенности охоты за привидениями нужно срочно застолбить как национальный бренд

В России 1990-х фильм про борцов невидимого фронта с лазерными пушками в руках захватил умы постсоветского младого поколения в виде игрового фильма, затем мультика, компьютерной игры, затем жвачки и наклеек и прочей полной «франшизы» для всех возрастных групп от пенсионеров до младенцев. Российское кино ответило Америке «Ночным дозором» (реж. Тимур Бекмамбетов) и «Дневным дозором». Но наша устойчивая любовь к литературе и перманентные «дефолты» и «кризисы» вскоре вытеснили интерес к иноземным ужасам. Гарри Поттер и Волдеморт стали почетными членами каждой российской семьи.

Особенности охоты за привидениями нужно срочно застолбить как национальный бренд
Пол Фиг на пресс-конференции. Фотография предоставлена организаторами ММКФ

В 2016-м Голливуд снова решил нас атаковать лазерными излучателями, переложив чудное оружие из рук мужчин в руки «смешных женщин». Айван Райтман стал генеральным продюсером проекта «перезагрузки» комедии ужасов. На роль постановщика приглашен комедиограф Пол Фиг. Сценаристов, как всегда в Голливуде, несколько. Хотели показать фильм на ММКФ-2016, но ограничились четырьмя эпизодами: якобы не успели смонтировать и перевести. Пол Фиг согласился на общую пресс-конференцию. В фойе журналистам раздали бесплатный попкорн и минеральную воду. Но предложили подписать «эмбарго» о судебной ответственности за разглашение впечатлений и мнений от увиденного в любой форме, в СМИ и соцсетях до премьеры фильма в России (была намечена на 23 июля, затем перенесена на 28-е).

После просмотра Пол Фиг влетел на сцену с потрясающим комедийным обаянием и внешностью, напоминающей героя американского мультика Скруджа МакДака. Он красиво пил чай из фирменного чайничка, шутил, улыбался и фотографировался с символом фильма – смешным белым призраком, похожим на снеговика. В общем, был забавным, несмотря на грустные, напряженные глаза за большими очками.

Вопросы на русском в микрофоны. Ответы – по рации в наушники.

– Во имя чего вы сделали комедию о «темных силах» со «смешными актрисами» – Мелиссой Маккарти, Кристен Уиг и Лесли Джонс? Ужели только из озабоченности их незанятостью? И почему над ними должен будет завтра смеяться российский зритель?

Пол Фиг: Как только я огласил, что буду снимать «Охотников за привидениями» с женским составом, еще до того, как был объявлен конкретный состав команды, Билл Мюррей (актер, исполнявший роль одного из охотников в первом фильме) в первом же интервью предложил кандидатуры двух актрис на главные роли и предложил заменить охотников-мужчин на женщин. Актеры-мужчины тут же все захотели быть в проекте. Но я поместил их на роли, которые никак не соотносятся с их ролями в первом фильме. От перестановки получилось много веселья.

Петр Щепотинник (киновед, ведущий пресс-конференции): Вами была выбрана интересная стратегия: чтобы приблизиться к оригиналу, как можно дальше уйти от него.

Пол Фиг: Делать римейк с чего-то очень известного сложно. В группе больше всего психовали из-за актерского состава, ведь новых комедийных актеров зритель будет сравнивать с прежними. Нужно было найти сильную замену: четырем звездным актерам – четырех самых смешных актрис нашего времени. При этом я понимал, что, встретившись вместе, четыре смешные женщины разнесут и фильм, и роли вдребезги! Из мужской команды в новом фильме осталось двое. Мне хотелось показать их как отошедших от дел специалистов с редким опытом. Мне нравится идея скрытых борцов, которые тайно передают свой опыт борьбы с неуправляемым злом в достойные руки.

– У вас были другие кандидатуры актрис на эти на роли?

Пол Фиг: Я до конца не был уверен, кто именно войдет в команду, только держал в уме, что эти женщины должны вместе сделать историю, а не разрушить ее. Составил примерный список актрис... Сложнее было найти актеров на роли призраков: большинство наших призраков - актеры массовки. Первый призрак, которого мы увидим в фильме (Кристофер Виг), работал со мной на съемках телесериала на ТВ. У него был светящийся костюм, с диодными лампами, чтобы актеру при съемке было понятно, что он находится в одной комнате с аномальным существом. Имитировать свет от призрака в компьютерной графике CGI значительно сложнее, чем имитировать свечение непосредственно на съемочной площадке. Лампы перемещались в воздухе, костюмы флюоресцировали, а потом мы доводили изображение на компьютере, чтобы они выглядели еще более призрачно. Самой сложной стала финальная сцена битвы призраков на Таймс Сквер. Но снимать ее было весело, учитывая огромное количество массовки, которой управлял координатор. Она перемещалась туда-сюда. Забавно потом было смотреть, как художник по компьютерной графике превращал массовку в призраков...

– А кто послужил прототипом антагониста (главного злодея) - служителя отеля?

Пол Фиг: Мой фильм о людях науки, взаимодействующих с паранормальными явлениями. Поэтому в качестве антагониста нужен был тоже ученый человек, но использующий науку для создания опасной для человечества ситуации. Он усиливает энергию мертвых душ для создания агрессивных супер-призраков. Мне нравилась идея прежнего фильма, но практически все студии отказались продолжать его. И тогда я подумал: что же может зацепить молодежь в истории охотников за привидениями сегодня? Были четверо харизматичных мужчин-охотников, отличный базис для всесторонней франшизы: книга, комикс, огра, жвачка, аксессуары, парфюмерия, одежда, фанатская продукция на популярном бренде.  А у женщин все по-другому (тем более, у смешных)… И я оставил двух персонажей-мужчин из первого фильма, предоставил им ввести и зрителя, и новых героев в новую историю борьбы с паранормальными явлениями.

- А вы сами-то верите в призраков? А если бы вам пришлось снимать «Охотников» в России, кого бы вы сняли?

Пол Фиг: Я совершенно не верю в призраков. Когда был ребенком, очень их боялся. Потом читал много научной литературы. В России мир привидений необъятен: здесь же проходит стык Европы с Азией.

Петр Щепотинник: Да у нас полная Красная площадь призраков. В мавзолее один лежит.

Пол Фиг: Непременно приеду к вам делать следующий фильм!

- Почему смешные женщины полностью заменили мужчин в борьбе с нечистой силой?

Пол Фиг нежно улыбнулся:

– В Голливуде не принято давать женщинам «живые» (характерные) роли в больших картинах. Можно вспомнить один нехарактерный фильм: «Голодные игры». (Примечание от МК: есть еще «Смешная девчонка» – мюзикл с Барбарой Стрейзанд). В Голливуде не было и нет ролей, в которых могли бы себя показать прекрасные комедийные актрисы. В нашей киноиндустрии нет ролей для возрастных комедийных актрис! Девушки, подружки - всегда лишь этакий довесок к мужчине-герою. Я знаю так много талантливых, прекрасных актрис, которые не у дел! Отсутствие в современной киноиндустрии ролей для них – это настоящее преступление! Преступление – не показать миру, как могут быть забавны и красивы женщины! Однако эта политика «перпетулируется» (бесконечно крутится) Голливудом под предлогом того, что мужчины не пойдут смотреть на «телочек». Но ведь женщины-то хотят смотреть на мужчин!!! Я хотел, чтобы и мужчины прониклись восхищением к женщинам.

- Как вы сочетаете очень страшное с очень смешным?

Пол Фиг: Продюсер посмотрел мои прежние картины, ему понравилось мое чувство юмора, стиль. Так обычно и бывает: два человека друг другу просто нравятся, и это дает одному из них возможность полного самовыражения. Для меня счастье иметь первого режиссера «привидений» Айвана Райтмана в качестве соратника и продюсера. Несмотря на то, что он вел эту франшизу с самого начала, он уважительно относился ко мне и не мешал делать мою работу по-моему. Я люблю сочетание острых жанров. Комедию необходимо вести очень серьезно, ее нужно разыгрывать как драму: простроить классическую конструкцию драмы с «аркой», чтобы были реальные драматические эмоции персонажей внутри этого действия. Внутри драмы всегда создаются забавные ситуации. И вся история становится еще смешнее за счет того, что она реалистична. Что касается страшилок в контексте комедии... Комические персонажи помещаются в угрожающую ситуацию, но они странно реагируют на нее. Это вроде бы странно: забавляться ситуацией, опасной для жизни Но актеры ведут себя  на экране в этой ситуации, как простые люди, просто чуть более эксцентрично, и это забавно и цепляет зрителя. А если идти просто от шутки к шутке, фильм эмоционально не задевает  и теряет зрителя. Настоящая комедия  всегда строится на персонажах, которые ведут себя адекватно сложной ситуации, но при этом немного шутят.

- А Вы не хотели сделать привидением кого-то из умерших «охотников»?

Пол Фиг: Господи, это был бы ужас! Нет! Нам хватило основного призрака. Но двое героев первого фильма участвуют в сюжете. Главный злодей в одной из сцен «дает пять» (дружески пожимает руку) Кэррол Рамес, одной из «охотниц», и все люди, которые участвуют в картине, - члены одной большой семьи, для них этот было как бы семейное дело.

Было видно, что Пол Фиг счастлив, что понравился прессе и киноведам своим юмором, не раскрыв при этом главных тайн будущего фильма. В случае с «Охотниками за привидениями» мы, по-видимому. будем учиться вместе с героинями, бороться с неожиданной агрессией неупокоенных душ и живых неталантливых эгоистичных мужчин. А что за смыслы там будут с точки зрения христианской философии? Режиссер попивал чай и радовался, что миновал обычные в таких случаях провокационные вопросы православных СМИ. Которые, впрочем, эту пресс-конференцию с подписанием «эмбарго», как по команде, дружно игнорировали.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру