Она должна была состоять из мощных противотанковых рвов и хорошо укрепленных огневых точек.
По всему Советскому Союзу было создано несколько линий обороны. Одна из них - Волжский оборонительный рубеж. Он пролегал по Татарской, Чувашской и Марийской АССР. Непосредственно на территории Марийской АССР было создано два так называемых «Военно-полевых строительства»: ВПС-9 в Горномарийском районе и ВПС-8 в Звениговском. Последнее из них имело протяженность 53 километра и подразделялось на четыре участка. По информации историка Ксенофонта Санукова, подобные укрепления должны иметься также в Килемарском и Юринском районах.
На Кокшамары и Сидельниково приходился участок № 4. По воспоминаниям местных старожилов, в октябре 1941 года туда прибыли рабочие из отдаленного Новоторъяльского района. В основном это были женщины и подростки 15-16 лет. В Кокшамарах гостей разместили по домам, а в Сидельникове - еще и в бывшей церкви. Работников поставили на довольствие в местных колхозах «Имени Тельмана» и «Имени революции 1905 года». Кроме того, едой должен был обеспечить фонд государственного комитета обороны. В первом случае еды было очень мало, а во втором не было вовсе. Люди голодали. Кроме того, несмотря на очень холодные осень и зиму, все работали исключительно в своей одежде. Теплую так и не выдали. За ночь намокшая от пота одежда не успевала высохнуть, и на следующее утро люди выходили на работу в сыром. Начались побеги. За них очень строго наказывали. Так, человека по фамилии Зайцев отправили в лагерь.
Глубина противотанкового рва составляет около двадцати метров. Попав в такой ров, танк не мог оттуда выползти. Но глубина осложняет и извлечение земли. Поэтому один из работавших - Иван Синцов придумал что-то вроде лебедки.
Крупная победа советских войск под Москвой зимой 1942 года сняла угрозу выхода немцев к Волге. Строительство противотанковых рвов приостановили. В том числе и в Марий Эл. Так они и остались недостроенными. С тех пор прошли десятилетия. Рвы заросли лесом. Подверглась забвению и сама история строительства оборонительных сооружений. Лишь отдельные местные жители до сих пор помнят те события, да грибники время от времени случайно натыкаются на остатки сооружений.
В 2008 году недалеко от Кокшамар остатки такого рва разыскал в лесу учитель географии Кокшамарской средней школы, краевед Олег Кольмов. Задолго до этого о них ему рассказывали ученики из ближайшего к деревне поселка Сокольный. Впоследствии Олег Филиппович когда в одиночку, когда вместе со школьниками не раз выходил к этому рубежу, очищал его, исследовал. Нашли даже остатки командирского блиндажа. Тогда Олег Кольмов и загорелся желанием реконструировать эту часть оборонительного рубежа. По его мнению, на этом месте нужно создать экспозицию под открытым небом. Кстати, в 2011 году подобное сделала на своей земле группа учащихся Озерской средней школы Горномарийского района.
Сначала инициатива Кольмова не встретила у односельчан должного понимания. Кроме того, администрация сельского поселения не располагала нужными человеческими и материальными ресурсами. В 2013 году вышла из печати научно-просветительская работа Ольги Кошкиной «Оборонительный рубеж на территории Марийской АССР в 1941 году». Ее прочла уроженка Кокшамар, страстная энтузиастка краеведения Галина Селедкина, после чего сумела уговорить односельчан изменить отношение к вопросу.
И вот 22 июня 2016 года в лесу недалеко от Кокшамар небольшая группа энтузиастов повесила баннер. Его установку приурочили к 75-ой годовщине со дня начала Великой Отечественной войны. Баннер сообщает, что осенью 1941 - зимой 1942 года на этом месте проходило строительство оборонительного рубежа против немецко-фашистского нашествия. Пусть наши потомки имеют возможность, придя на это место, поклониться подвигу тружеников тыла!
Жительница поселка Кокшайск, краевед, директор местного музея истории Майя Эриковна Патрушева поделилась воспоминаниями непосредственных участников тех давних событий.
Александр Федорович Михайлов: «Возле устья реки был вырыт противотанковый ров и траншеи, у спиленных деревьев были оставлены пни высотой более метра, чтобы вражеские танки садились на днища».
Мария Петровна Никитина: «…эти окопы копались в неимоверно тяжелых условиях. Тогда такое было время. Дали в сельсовете задание идти на работу – все шли. Никто не отказывался. А если б кто отказался, то арестовали бы. Особенно тяжело было зимой. Большие рвы и глубокие. По краям укрепляли бревнами. А потом устанавливали бревна против танков, которые торчали из траншей в сторону Волги. Много людей заболело и умерло. Я спаслась только потому, что старалась работать ломом. А кто только откидывал землю и выносил грунт наверх, тех давно уже нет в живых. Кормили плохо, а требовали за работу строго. Часов не было. Работали от темна до темна. Вдоль берега много леса было вырублено с оставлением высоких, до одного метра, пней. Говорили, что это против танков».
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Эрика Степановича и Майю Эриковну Патрушевых.