Кто подарит цветы Инне Чуриковой?

Впечатления от Российской программы 37 Московского Международного кинофестиваля

 До проката в российской глубинке многие из представленных на ММКФ картин дойдут только через полгода. Через киноклубы, телевидение и интернет. Хотя на большом экране смотреть это глубоко нравственное кино намного полезнее.

Впечатления от Российской программы 37 Московского Международного кинофестиваля
«Милый Ханс, дорогой Петр»

Российская часть программы и круглые столы проходили в Московском центральном доме кино – одной из восьми основных площадок фестиваля. В программу попал новый фильм Александра Германа-младшего «Под электрическими облаками». Кого-то раздражал, кого-то побуждал сравнивать с предыдущим фильмом режиссера – «Бумажный солдат» («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру, премия «Ozella» за лучшую операторскую работу 2008 г.). Все будто то же самое. Герои месят грязь незаконченной стройки на берегу замерзшего моря, бегают голодные брошенные собаки, замерзает с магнитофоном в руке киргиз, вложивший все деньги в квартиру в этом недостроенном доме, а все уже забили на дом и ждут войны (время действия – 2017 год). Хозяин недостроенного небоскреба внезапно умер, и бойкие риэлтеры лопошат наследницу и ее глупого брата. Наследство нельзя принять по частям, можно только целиком, со всеми долгами и обязанностями! И тут хоть снег, хоть лед, главное – устоять под натиском адреналина и все-таки принять целиком… Даже когда родной брат предает и бросает под хохот случайных подружек: «Знаешь, что о тебе говорят в городе?..» Первый эпизод снят в нарочитой манере первого курса, как будто оператор камеру не держал никогда, как будто актеры перед ней не ходили и сценречи не учились. Видимо, все для того, чтобы после первой новеллы «не свой» зритель выбежал из зала сам. И опять разговоры в голубом тумане и взгляды по диагонали, женщины на каблуках вязнут в грунте и улыбаются одними губами и курят, курят, как матросы… Но вдруг что-то меняется: это девочка, которую «проиграли» и предали в этом ледяном тумане, убегает от своих мучителей и встречает такую же покинутую всеми родственную душу наследницы умершего застройщика. Две Герды среди льда, вокруг в тумане – куча разбойников и воронов, и ни одного Кая.

Фильм основного конкурса «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе – о предчувствии Второй Мировой войны. В «Октябре» он шел с оригинальным немецким текстом и субтитрами на английском и русском, в Доме кино - с закадровым переводом на русский.

Изысканно красивое изображение, звук, великолепная операторская работа, новейшая зарубежная кинотехника, актеры просто блестящие. Но не экшн, а – видения, ожидания, состояния, процессы, наблюдения. Как ключевой визуальный образ введена т.н. «линза Уста» – последнее совместное советско-германское детище оптического производства перед войной. Но при недостатке внимания у зрителя фильм этот не то что понять, а видимо, и выдержать невозможно. Он рассчитан на культурного, способного понимать сверхдлинные планы. Фильм о двух друзьях из двух стран, которые работают на крупном производстве перед самой войной, и в атмосфере напряжение такое, что машины не выдерживают. А последствия аварии грозят людям. Остается только наблюдать и ждать последствий. Фильм нарочито статичен, рассчитан на неспешное сопереживание.

Более странной пресс-конференции, чем после этого фильма, в пресс-центре на Поварской, наверное, не бывало. Полный зал, люди стояли в проходах. Режиссера не завалили вопросами, журналисты оставили недоуменную желчь для кулуаров, разумно выжидали, что скажут кинокритики. Из зала прозвучала благодарность режиссеру: «Спасибо вам… за экзистенциальное напряжение накануне войны». Александр Миндадзе ответил: «Мое личное дело – передать то напряжение, которое есть во мне». Вопросы словно вытягивали клещами: «А в прокате у фильма будет закадровый перевод?» В ответ постановщик совместной российско-британско-германской картины бюджетом более миллиона долларов и долгами за производство в несколько тысяч заметил: «В Доме кино наша картина идет с очень интересным закадровым переводом. Хотя во всем мире зритель предпочитает смотреть кино на языке оригинала, а закадровый перевод существует только в нашей стране – самая варварская форма перевода, полностью уничтожающая звуковую атмосферу оригинала. Но это особенность нашей национальной культуры».

Александр Миндадзе - автор сценариев к более чем двадцати фильмам, четырехкратный лауреат кинопремии «Ника», единственный российский сценарист - обладатель премии «Серебряный Пегас» итальянской Академии культуры за литературный вклад в кинематограф. Режиссера спросили: «А вас не смутило, что в день показа вашей картины в фойе пресс-центра поставили аппараты и раздают бесплатный попкорн для журналистов?» Миндадзе ответил: «Да, я слышал этот хруст, во время сеанса я сидел на последнем ряду. Но что поделаешь, если пепел войны стучит мне в висок. Это не означает, что он должен стучать у любого другого тоже. Смотрите картинку – и вы поймете, в каком состоянии вы сами находитесь».

Искусство каждым человеком воспринимается по-своему. А призы основное жюри присуждает, исходя, все-таки, из какого-никакого единства голосования. С фильмом «Милый Ханц, дорогой Петр» такой момент не случился. Замалчивание фильма в прессе и отказ «Кинотавра» включить его в основной конкурс весной 2015-го – тоже не на пустом месте. Журнал «Коммерсант» при подведении итогов зрительского голосования назвал фильм Алексея Миндадзе лучшим фильмом конкурсной программы 37 ММКФ «в силу его амбициозности и актуальности художественных достоинств в сегодняшней обстановке» и вручил спецприз германскому актеру Якобу Диль, исполнителю одной из главных ролей.

Член основного жюри, режиссер Алексей Федорченко, известный любовью к марийскому традиционному укладу жизни, в этом году не снимает смокинг: его одновременно пригласили в главное жюри ММКФ и Одесского международного кинофестиваля. Согласился на оба, на второй – «в качестве посла мира и взаимопонимания между народами». В свободное от фестивалей время работает над фильмом «Малыш», сценарий которого создавался совместно с Денисом Осокиным по рассказу Стругацких. На ММКФ состоялась премьера его новой картины «Ангелы революции», за которую на Римском кинофестивале 2015 года режиссер был удостоен специального приза Ватикана «Марк Аврелий будущего».

По заснеженному экрану, между лесом и небом, ходят длинноволосые люди с прозрачными плоскими крыльями. Мир поделен по горизонтали на «зал» и «сцену». Волшебникам-шаманам обских угров внушают мысль, что чудес нет. Красный «кудесник-архитектор» снимает с церкви купол и ставит вместо него сценический куб для поднятия падуг (типовой Дом культуры семидесятых годов?), но тут же приделывает трубу с дымом – нет, не ДК, а крематорий! Время без теней и без солнца. Зато гробы красные, как цветы. На ММКФ фильм получил «Ежа» – приз жюри Федерации киноклубов России. Я напросилась на интервью, но режиссер исчез до конца фестиваля.

Гротесковый «Архипелаг» (фильм о русской провинции) известного продюсера и режиссера Татьяны Воронецкой и Андрея Богатырева по сценарию Всеволода Бенигсена показали накануне открытия российской программы и тут же повезли в Европу для участия в каком-то престижном международном фестивале. В фильме в порядке освоения литературного наследия простые алкоголики начинают заучивать наизусть классику, отчего в какой-то момент у них вскипают мозги, и это… приводит к революции!

Сценарий фильма для подростков всегда и желанен, и проблематичен. По утверждению наших педагогов и родителей, продюсеры рыщут в интернете в поисках достойного. Вот сценарий Ирины Румянцевой для фильма «Достали!!!» про умненькую, красивую и честную девочку, наполовину сироту, которую выгнали из школы по ложному оговору одноклассника, - он претерпевал трансформации, пока сценаристов в титрах не стало аж три! Но постановщик Александр Муратов собрал в конце концов прекрасный женский коллектив, в котором актеры-мужчины – Андрей Ильин (исполнитель роли отца главной героини Юли) и Сергей Епишев (рок-звезда) смотрятся натужно. В фильме прекрасные девичьи образы (актрисы Ольга Красковская и Анастасия Пронина), а с мужскими большие проблемы: развитие их характеров как бы и не предполагается, что не смогли заметить и исправить даже целым коллективом сценаристов.

К сожалению, я не успела посмотреть всю программу. И вдруг узнала, что, оказывается, в двух фильмах российской программы этого года выступила наша великая актриса Инна Чурикова! Семейная драма «Память осени» по сценарию Александра Звягинцева (режиссер Андрей Соколов) и комедия «Страна Оз» (сценарий Василия Сигарева и Андрея Ильенкова, режиссер Василий Сигарев) не прошли незамеченными. Но почему же наш международный Московский родной до боли кинофестиваль ни разу не вручил этой величайшей актрисе нашего времени хотя бы букет цветов?! Хотя бы букет цветов! Если уж «Серебряных Георгиев» «За верность традициям Станиславского» на всех не хватает! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру