Кино на завтра

На ММКФ определили, каким станет наше будущее кино

05.07.2014 в 08:52, просмотров: 1081

36 Московский Международный кинофестиваль прокатился по замерзшей Москве не столь пышно, как обычно. Зато как радостно и шумно собирались круглые столы и питчинги по представлению проектов будущих фильмов всевозможным инвесторам!

Кино на завтра

27 июня в конференц-зале Дома кино Союза кинематографистов России проходил III питчинг дебютантов. Отборочная комиссия предварительно прочитала 354 заявки (182 на короткометражки и 172 заявки на полнометражные сценарии), из них составила шорт-лист из 20 проектов по короткому метру и 20 по полному. Далее экспертный совет выбрал десяток проектов в каждой категории для публичной защиты.

Защита длилась восемь часов и представляла нечто среднее между защитой дипломов и научно-практической конференцией с презентациями на трех экранах и обязательным холодным душем - высказываниями председателя экспертного совета, первого заместителя председателя СК России, завкафедрой киноведения ВГИК Сергея Лазарука. Он говорил что-то вроде: «Уже невозможно это слушать! И смотреть-то на это невозможно!» (о проекте комедии-мелодрамы о пенсионерах «Жили-были») или «Все попытки снять историческое кино в Ярославле и Владимире закончились крахом! Почему вы думаете, что ваш боевик впишется?» Последнее слово, правда, тут же попросил взять в кавычки. Это было об историческом боевике-фэнтези «Мудрый воин», из чего стало ясно, что у фэнтези в СК дело - безнадега…

В оригинальной презентации полнометражных фильмов и телесериалов всех превзошли режиссер Иван Шахназаров и сценарист Иван Заваруев с беспросветно надуманным, но лихо представленным комедийным триллером «Рок». Вяло говорящих авторов проекта оттеснили их лохматые и татуированные герои и на полусленге, с приблизительно аутентичными жестами, стали рассказывать историю в таком диком темпе, что экспертам просто некуда слова было вставить. В разгар этого мастерски срежиссированного и сыгранного полускандала в зал влетел председатель СК России и Президент ММКФ Никита Михалков, которого «не ждали», сел в гущу экспертного совета и… выдал двадцатиминутный мастер-класс о судьбоносной роли будущей грандиозной съемочной площадки на базе разрушенной Ялтинской киностудии; о забытой и возрождения роли второго режиссера фильма. В частности, вот и Иван Шахназаров, который в данный момент стоит перед нами вместе со своими героями, тоже работал прошлым летом вторым режиссером у самого Никиты Сергеевича, за что получил от съемочной группы нежное прозвище «Отец Иоанн». После чего Михалков пожелал участникам «питчинга дебютантов» успехов и исчез «переодеваться к церемонии закрытия фестиваля». Под общий смех последовала фраза предэкспертного совета: «Садитесь, Иван, вы уже застоялись».

Несомненно, опыт такого искусного творческого преодоления препятствий для молодого режиссера едва ли не важнее скромной суммы, выделенной в результате на проект Союзом кинематографистов. Эта презентация, несомненно, войдет в историю питчингов как образцовая по режиссуре и исполнению и как иллюстрация к определению профессии режиссера. По Михалкову это - «постоянный поиск выхода из безвыходной ситуации».

Среди четырех финалистов в разделе полного метра оказался бесспорно интересный, сильный документально-биографический полнометражный фильм «Стыковка» о советском космическом инженере Владимире Сыромятникове. Автор сценария Камил Ахметов, представлявший проект, был «в материале» и «в духе» той эпохи. Любые возражения и вопросы экспертов блекли перед его аргументацией. На какой-то момент все ясно почувствовали атмосферу КБ Королева…

В числе финалистов полного метра оказалась забавная комедия «прозападного образца» (С. Лазарук) «Хочу быть дурой» (сценарий Алексея Харитонова), в котором умная женщина хочет быть красивой и счастливой, ради чего готова выдерживать травматические удары сумкой по голове.

Такое вот кино нас ожидает завтра.