Человек на все времена

Он был из тех людей, к чьим словам прислушиваются, чьи поступки помнят

Пять лет назад не стало Вадима Николаевича Карташова – журналиста, поэта и Человека, который по сей день остается образцом честности для многих. Пусть сегодня о нем расскажут те, кто его знал и любил.

Он был из тех людей, к чьим словам прислушиваются, чьи поступки помнят

Лилия Давыдовна Карташова:

Прошло пять лет, как ушел из жизни любимый муж, друг, отец и дед, с которым прожили более 55 лет жизни.

После окончания лесотехнического техникума с красным дипломом он поступил на исторический факультет Марпединститута. Здесь в 1949 году мы встретились и лишь 14 февраля 1953 года (не было и в помине такого – дня Святого Валентина) стали мужем и женой. Не было пышной свадьбы, золотых колец и клятв в вечной любви. Но дай бог всем нынешним молодым прожить жизнь так, как прожили мы с Вадимом Николаевичем. Трудности бытовые, материальные, да и моральные преодолевали, понимая, что главное – семья, дети. Объединяли нас радости, горя тоже хватило – теряли близких, родных, коллег.

Приоритетом в семье было не накопительство (да и можно ли было обогатиться на зарплату учительницы и журналиста). А когда появлялись гонорары, пополнялась домашняя библиотека - книги были его страстью.

Каким он был? В первую очередь трудоголиком. Придя с работы (иногда после девяти, десяти вечера), дождавшись, когда все уснут, он садился за стол, и начинались ночные бдения, часто до утра. Много курил, никак не мог бросить. Это, конечно, повлияло на его здоровье впоследствии.

Очень любил семью, родителей, особенно свою маму Клавдию Максимовну, посвятил ей не одно стихотворение. Часто ездил домой, в Красногорск – помогал по хозяйству. Еще он любил природу, лес. Гулял с детьми по выходным дням в Сосновой роще, ездил по грибы. После таких прогулок рождались новые стихи.

За всю свою жизнь я не видела у него негативного отношения к кому бы то ни было. Он помнил все дни рождения своих сотрудников и, будучи уже тяжело больным, напоминал: «Надо поздравить того-то и того-то». Память у него была феноменальная – он точно указывал, где на стеллажах находится та или иная книга, хотя их сотни. Любимых поэтов у него было множество, но самым значимым для него был Есенин, чьи стихи почти все он знал наизусть.

В начале девяностых он тяжело заболел и несколько лет до кончины не вставал с постели, мужественно переносил боль. Продолжал вести записи в дневниках, с интересом следил за событиями в стране и республике – на то, что глубоко задевало его, отзывался в стихах. За неделю до кончины издал сборник стихов «Перед самим собой».

Сегодня от всей нашей семьи мы благодарим Павла Яковлевича Булгакова, Владимира Ивановича Оленева, соседей супругов Латушкиных, Светлану Федоровну Тарасову и Александра Александровича Долганова, которые приходили нам на помощь в самые трудные для Вадима Николаевича дни.

Нина Аркадьевна Ефимова, заслуженный работник культуры России, заслуженный журналист РМЭ:

Первое, о чем хочется с благодарностью написать, это участие Вадима Николаевича в моей личной творческой судьбе. И я уверена, такое желание возникает у очень многих. Потому что при всей своей внешней высоте он не был высокомерен. И у каждого близко его знавшего на всю жизнь остаются какие-то его слова и поступки, которые когда-то оказались единственно нужными, решающими.

И все-таки скажу я сегодня не об этом. Сегодня, когда авторитет профессии журналиста очень и очень упал (я имею в виду не только «рыночность», но и понятие квалификации и самого масштаба личности), приятно сознавать, что мы еще застали и работали рядом с такими корифеями, как Карташов. Как высоко и достойно нес он звание журналиста!

С его мнением считались сильные мира сего, а любили… даже уборщицы Дома печати. Он был своим человеком в правлении Союза журналистов СССР и в правлении какого-нибудь самого дальнего колхоза. Он знал «эзопов язык» партийных передовиц и в душе оставался тонким лириком.

Даже когда сильно болел, он не переставал писать замечательные стихи. Четыре стены не изолировали его, с возрастом не притупились эмоции, зато появилась та мудрость, которая прозревает грань – собственной жизни, целой эпохи и ее ушедших идеалов.

…Вадим Карташов – это светлое и красивое имя в истории русской журналистики, публицистики и поэзии.

Петр Яковлевич Булгаков, бывший ответственный секретарь Союза журналистов МАССР:

Союз журналистов республики Вадим Николаевич Карташов возглавлял на протяжении 15 лет, причем, как тогда говорили, на общественных началах. Мне довелось поработать с ним четыре года в качестве ответственного секретаря правления Союза журналистов. Несмотря на огромную занятость редактора главной газеты республики «Марийская правда», Вадим Николаевич к своей дополнительной нагрузке относился неформально. Ветераны печати помнят, что жизнь в журналистской организации была ключом. И все это благодаря неуемной энергии Карташова. Регулярно проводились творческие семинары и встречи, поездки на всесоюзные мероприятия, наиболее активные члены Союза журналистов имели возможность отдыхать по льготным путевкам в домах отдыха и за границей.

Вспоминаю, как на пленумах и съездах Союза в Москве к Вадиму Николаевичу подходили многие известные в стране коллеги по прессе пообщаться, да и просто поздороваться, так как его хорошо знали как умелого организатора и газетчика и за пределами нашей республики. Он входил в состав правления Союза журналистов СССР.

Вадим Николаевич особенно внимательно относился к молодым журналистам, щедро делился с ними опытом. По рекомендации правления Союза журналистов немало молодых ребят поступило на факультет журналистики МГУ, а затем успешно работало в различных изданиях.

Он был открыт для всех, несмотря на кажущуюся внешнюю строгость и недоступность. В то же время Вадим Николаевич был очень требователен к людям, при этом не жалея себя даже в мелочах. Его главное жизненное кредо – «Делай как я». Поэтому и работать рядом с ним было нелегко, но крайне интересно. А еще он был удивительный собеседник, поскольку много читал, а значит, и много знал. Особенно Вадим Николаевич любил стихи классиков, да и сам писал о сокровенном.

Юрий Алексеевич Буйлин, первый секретарь Марийского обкома комсомола в 1966-74 гг.:

Путевка в жизнь от Вадима Карташова

Я благодарен своей судьбе за то, что в свое время на выбор моего жизненного пути в решающей степени повлиял первый секретарь Йошкар-Олинского горкома комсомола Вадим Николаевич Карташов. В 1956 году, незадолго до окончания учебы в Поволжском техникуме, мне предложили возглавить его комсомольскую организацию. В октябре того же года я был избран секретарем комитета комсомола. Численность членов ВЛКСМ составила свыше 700 человек. На прошедшей позже городской комсомольской конференции меня избрали членом бюро Йошкар-Олинского горкома ВЛКСМ. Началась новая жизнь, и моим становлением как комсомольского работника Вадим Николаевич постоянно интересовался, ненавязчиво, но твердо направлял на решение самых главных, самых важных вопросов.

1956-й был годом активной подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Разнообразные смотры и конкурсы, трудовые вахты и субботники, спортивные соревнования и эстафеты, факельные шествия – по всей стране комсомольцы прилагали все силы, чтобы стать делегатами или участниками фестиваля. Горком комсомола стал боевым штабом этой работы. И в центре его был всегда уверенный в себе, внимательный, решающий вопросы любой сложности Вадим Николаевич – прекрасный организатор, трибун, обладающий незаурядным ораторским искусством и широтой мышления. С той поры на эту должность избиралось немало комсомольских работников. Практически всех их я знал и знаю, но другой такой яркой личности назвать не могу.

Всегда, когда была возможность, я ходил слушать выступления Вадима Николаевича. Проводы в ряды Советской Армии в то время вместе с военкоматом готовил горком комсомола. На площади у городского вокзала собирались вместе призывники, их родные и близкие. Здесь звучали напутствия и ответные слова. И когда на трибуне брал слово Вадим Николаевич, его слова в полной тишине западали в душу каждому. Это был гимн патриотизму и священному долгу служения Родине.

У городского комитета комсомола было много и других забот. Вадим Николаевич всегда стремился придать проводимым мероприятиям особую значимость. В центре внимания комсомольских организаций были и вопросы шефства над строительством важнейших объектов города и страны, и, конечно, участие в освоении целинных и залежных земель. Свыше пяти тысяч добровольцев с комсомольскими путевками, подписанными и врученными Вадимом Карташовым, участвовали в 1956-58 годах в уборке урожая в Новосибирской и Северо-Казахстанской областях. Оценка их труда – знамя ЦК комсомола Казахстана.

Участие в повседневной жизни йошкар-олинского горкома ВЛКСМ, наблюдение за работой Вадима Николаевича было для меня лучшей школой для дальнейшей работы в комсомоле, которой я отдал целых 17 лет.

Вадим Николаевич и тогда уже писал стихи, правда, очень редко нам их показывал. Он вообще о себе никогда не говорил много, переводил разговор на собеседника. Но мы знали, каким острым может быть его слово. Когда в Йошкар-Оле открывался мемориал Воинской славы, заголовок статьи в «Марийской правде», посвященной этому событию, начинался словами: «И встал над городом солдат – народу сын и славе брат». Конечно, эти слова принадлежали редактору газеты Вадиму Карташову.

Владимир Иванович Оленев, советник Регионального департамента ГТРК:

Про сказку и не только…

Перебирая недавно свой домашний архив, нашел рукопись сказки в стихах Вадима Николаевича Карташова и адресованную мне сопроводительную записку. «Дерзаю предложить, - пишет он, - эту сказку озвучить на телевидении – рисунки, музыка, чтец и другие режиссерские находки…» Дата под запиской – 29 декабря 2002 года. А сказка с намеком «Про Емелю рыбака, печь-мастерицу и наваристую ушицу» посвящена нашим лихим девяностым, когда в стране все собственное производство рухнуло, а главным лозунгом тогдашних младореформаторов был небезызвестный клич «заграница нам поможет». Сказочный намек Карташова завершался такими строчками:

Хватит ждать нам пропитанье,

Как Емеля на печи, протирая кирпичи.

Хватит нам, смакуя жвачку,

Ждать заморскую подачку.

В этих словах, как и во всей истории создания политико-поэтической сказки, ярко проявился характер Вадима Николаевича. Будучи уже на пенсии и борясь с серьезной болезнью, он сохранил в себе мощную душевную энергию, много читал и писал сам, был в высшей степени неравнодушен ко всему, что происходило вокруг.

К сожалению, телевизионный вариант сказки сделать не удалось: не хватило нам творческих силенок, поскольку к созданию рисованных видеофильмов наша студия не приспособлена. А рукопись и записку Вадима Николаевича Карташова я бережно храню, поскольку глубоко уважаю этого человека и горжусь тем, что мне посчастливилось многие годы общаться с ним, прислушиваться к его дельным советам, учиться у него быть руководителем большого творческого коллектива, оставаясь при этом не просто администратором, а истинным творческим лидером нашей плеяды талантливых людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру