Литературное достояние республики

Воспоминания о любимом марийском писателе

Установленный в Йошкар-Оле памятник - это повод вспомнить человека, столь много сделавшего для республики. Нет, писатель Аркадий Крупняков не был забыт. И сегодня, спустя 18 лет после его кончины, его книги можно найти в каждом доме и в большинстве электронных библиотек. Живы и на слуху имена героев его произведений.

Воспоминания о любимом марийском писателе
Фото из личного архива Геннадия Айплатова

И все же установка памятника на бульваре Чавайна, недалеко от дома, в котором писатель прожил свои последние годы, - повод для его читателей еще раз отдать дань памяти Аркадию Степановичу и, быть может, вновь открыть страницы его не утративших актуальности произведений.

Чтобы вспомнить некоторые факты биографии Крупнякова, мы обратились к его другу, доктору исторических наук, профессору МарГУ Геннадию Айплатову.

- Наша первая встреча состоялась в начале шестидесятых, - вспоминает Геннадий Николаевич. – Тогда Аркадий Степанович жил в Крыму, в городе Белогорске. Работал собкором ряда газет, в том числе «Крымской правды», «Марийской правды», «Советской Татарии». В 1961 году в Симферополе был издан его первый роман «У моря Русского», вызвавший большой интерес к истории Крыма и принесший автору известность. Аркадий Степанович был принят в Союз писателей СССР. В родную республику он приехал, потому что задумал написать книгу о присоединении марийского края к Московскому государству. Обратился за советом и консультацией в МарНИИ. Я, в ту пору молодой сотрудник института, занимался именно этой эпохой. Мы познакомились, вместе совершили несколько поездок в Горномарийский район, где происходили основные события, интересовавшие писателя, бывали в деревнях, собирали предания о марийском национальном герое Акпарсе. Аркадий Степанович в этом отношении был дотошный: старался изучить все доступные документы, побывать там, где жили его герои, собрать максимум информации. Во время работы над «Маршем Акпарса» и началась наша большая, замечательная дружба. Мы часто встречались, обменивались мнениями, он зачитывал отдельные главы книг, над которыми работал.

- Когда же Аркадий Степанович перебрался в Йошкар-Олу насовсем?

- Тогда же, в шестидесятых. Жил он в основном один. Супруга Елизавета Михайловна осталась в Белогорске, потом жила в Севастополе. Сын Сергей закончил школу в Белогорске, после чего отец уговорил его поступить в Марийский педагогический институт. После окончания истфака и недолгой работы в Йошкар-Оле Сергей уехал на родину. Сейчас он живет в Севастополе, его сестра Любовь – в Мариуполе. А Аркадий Степанович всегда любил марийский край, любил родное село Чкарино, которое называл «моя Ясная поляна». В Йошкар-Оле он сменил три квартиры. Сначала жил на Коммунистической улице – сегодня на этом доме установлена мемориальная доска. Затем на Комсомольской, над магазином «Марий Эл», а третья его квартира была на улице Эшкинина. Он часто бывал в гостях в нашей семье, ездили мы с ним и в мою родную деревню Шактенважи, и в его Чкарино, и в Белогорск к Елизавете Михайловне.

Общались и в процессе работы над другими романами. В 1966 году я защитил диссертацию, посвященную истории марийского края в семнадцатом веке и восстанию Степана Разина. Ознакомившись с ней, Аркадий Степанович сказал: здесь же есть все для художественного произведения – события и люди, которые разве что не действуют, не влюбляются! Как он сказал, в сухие и скучные факты документов надо «вдохнуть новую жизнь». И он с большим интересом взялся за эту тему.

Обращение Крупнякова, писателя – исторического романиста к давно ушедшим временам и далеким событиям связано с глубокими раздумьями над современностью. Все его произведения рассказывают о переломных моментах в судьбе марийского народа. «Гусляры» и особенно третья книга трилогии «Марш Акпарса» - это история выбора, который марийцы сделали между Казанским ханством и Москвой. «Царев город» - об основании Царевококшайска. «Есть на Волге утес» - об участии жителей нашего края в крестьянской войне XVII века. Сложнейшим событиям октябрьской революции и гражданской войны посвящена дилогия «Березовый сок».

- Все романы Крупнякова полны множества деталей, а кроме того в художественном ключе отражают реальные исторические события. Он рассказывает не только о жизни простых людей – на страницах его книг оживают цари, известные бояре, воеводы, принимаются судьбоносные для всей страны решения. Откуда Аркадий Степанович брал информацию, на основе которой строил свои сюжеты?

- Да, его отличал широкий подход к освещению событий. И до него писатели работали над этими темами, но он первый показал их в контексте общероссийской истории. Написанию каждого романа предшествовала скрупулезная исследовательская работа. Он тщательно изучил труды российских историков – Карамзина, Соловьева, Ключевского. У меня сохранились разрядные книги и четырехтомник документов по истории крестьянской войны, изданный Академией наук СССР, с пометками писателя. Использовал он и легенды и предания народа мари.

Роман «Марш Акпарса» стал визитной карточкой республики. Когда, будучи проректором по учебной работе Марийского госуниверситета, я бывал в служебных командировках в московских министерствах, там у меня всегда интересовались, что новенького вышло у Крупнякова. Его «Гусляры» открывали и двери служебных кабинетов. Имя писателя стало для МАССР настоящим паролем, а роман был отпечатан в московском издательстве.

- Особняком в ряду исторических романов стоят «Амазонки». По сути, это тоже историческое произведение, прекрасно передающее аромат эпохи, религию, традиции, быт древних греков. Аркадий Степанович провел большую работу, изучая Геродота и других античных авторов, бывал в местах, где, как считается, жили женщины-воительницы. Тем не менее, роман, вышедший в 1989 году, наверняка стал для поклонников Крупнякова неожиданностью. Как была принята эта книга?

- Он всегда старался с высот сегодняшнего дня окунуться в интересующие его давно забытые века, представить себя живущим в то время, понять, как принято нынче говорить, менталитет людей описываемого времени, стремления своих героев. Будучи в Крыму, писатель много времени провел в музеях и архивах, нашел редкие документы. И вот роман написан. В рукописи его читали первые лица республики – Виктор Петрович Никонов, Петр Афанасьевич Алмакаев, и хотя все отзывы были хорошими, издательство публиковать роман отказалось, считая, что тема амазонок не связана с нашим краем, «не актуальна». Требовало рецензии специалистов. Мы отправились в Казань, где с рукописью ознакомились доктора наук, профессора - специалисты по античности Аркадий Шофман и археолог Альфред Халиков. С ними я был хорошо знаком с 1956 года – со времени организации Марийской археологической экспедиции, в которой участвовал в течение нескольких лет. Но их положительные рецензии издательство не удовлетворили: мол, они «заказные», даны по знакомству! Тогда рукопись отправили в Москву, в академический институт истории, и отзыв его специалистов позволил, наконец, издать книгу в Йошкар-Оле. Вот так именно в нашей республике, а не в Крыму и не на Кавказе, появилось художественное произведение о легендарных амазонках, которым зачитывались буквально все.

- Какие увлечения были у Аркадия Степановича?

- Он был очень увлекающимся человеком! На все был мастер. Хороший рисовальщик, создал немало удачных шаржей. Замечательный фотограф, с фотоаппаратом не расставался. Писал стихи, сочинял пародии. Жаль, мне неизвестна судьба оставшихся после него рукописных материалов – многие из них могли бы добавить что-то новое к образу писателя. Некоторые документы хранятся в музее Крупнякова в школе поселка Советский.

Аркадий Степанович участник войны, сражался на Синявинских высотах под Ленинградом. Свои первые произведения, главным образом очерки и стихи, публиковал на страницах фронтовой печати. Часто вспоминал однополчан, вместе с сыном Сергеем ездил в Ленинград на встречи с ними.

Это был общительный и щедрый человек. Одним из его друзей был театральный режиссер Георгий Константинов. Пьесы Крупнякова с большим успехом шли в русском драмтеатре.

А о себе могу сказать, что дружба с ним освещала мою жизнь. У нас большая разница в возрасте, но я никогда ее не ощущал. На праздновании его шестидесятилетия – мероприятие проходило в здании русского драмтеатра – сделать доклад о жизни и творчестве юбиляра, очевидно, по его желанию, было доверено мне, а не кому-нибудь из критиков или литературоведов. Едва не случился конфуз. Как положено в подобных случаях, я подготовил текст и чувствовал себя хорошо вооруженным и готовым к выступлению, и вдруг оказалось, что на сцене нет кафедры. Читать текст с листа неловко! Я изрядно переживал, но все же сумел собраться с мыслями, домашние заготовки спрятал подальше. Юбиляр, как мне показалось, остался доволен.

- Как работал Аркадий Степанович? Делился с друзьями своими задумками, просил совета?

- Писал он только от руки, шариковой ручкой. Почерк у него был каллиграфически ровный, четкий. У меня сохранилось много его писем, подаренных книг с его теплыми автографами. На мой юбилей он преподнес прекрасный подарок: рукописный альбом с фотографиями, шаржами и дружескими шутками. На последней странице сделал шутливую приписку: «Дозволено цензурой. В одном экз.», а вместо печати приложил оттиск своего большого пальца. Всегда посвящал нас в темы, над которыми работал, зачитывал отдельные главы произведений. Бывало, звонил, иногда даже из больницы, чтобы уточнить какую-нибудь деталь, к примеру, была ли марийцам в XVI веке известна водка.

- Книги Крупнякова включены в золотой фонд марийской литературы. В них история оживает, становится доступной и понятной. Думаю, они будут полезны всем желающим больше узнать об истории нашего края.

- Да, его книги – художественное воплощение эпохи. Вот почему открытие памятника Аркадию Степановичу в Йошкар-Оле – это действительно важное событие в культурной жизни Марий Эл. Прекрасная идея главы республики была достойно воплощена скульпторами Анатолием Ширниным и Сергем Яндубаевым. Знаете, когда я смотрю на него, мне кажется: один классик марийской литературы будто бы идет навстречу другому классику – Сергею Чавайну.

Самое главное – во всех своих произведениях автор воспевает дружбу народов. Среди героев его произведений не только марийцы, но и русские, татары, чуваши… Он показывает, как жили простые люди, на что наделись, за что боролись. Это самое важное в работе исторического романиста. Недаром общий тираж всех книг Крупнякова составляет более полутора миллионов экземпляров. Вместе с героями своих произведений Крупняков незримо присутствует в каждом доме.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру