Реконструкция ангела по перышку

В Йошкар-Оле готовится к сдаче новый кукольный спектакль

Официальная сдача нового спектакля Республиканского театра кукол «Бедный Акакий» назначена на 30 апреля, премьера - в мае в Санкт-Петербурге. Премьера в Йошкар-Оле ориентировочно относится на вторую половину мая.

В Йошкар-Оле готовится к сдаче новый кукольный спектакль
Фото Натальи Синдеевой

У человечества много проблем. Они никогда не кончаются: голод, эпидемии, нехватка воды, воздуха, земли, границы, экология, обман, страх потерь, несвобода. Когда все это слишком накапливается, человечество устраивает войны, после которых - тоже проблемы, но другие. И вроде легче дышать: как после выноса покойника из дома. В мирные периоды мы утешаемся хотя бы выносом отживших тел и выбрасыванием старых вещей.

Какое место в этой вечной игре занимает театр, с его фантазиями по классической литературе? И Гоголь, Николай Васильевич, с его загадочной «Шинелью»? Чем нам интересен бедный петербургский чиновник позапрошлого века с именем, которое в наше жестокое время не улизнет от насмешек и перевираний задорного на язык зрителя?

Эта философская фантасмагория о загадочном смысле человеческого существования на неприветливой земле в куклах и масках материализовалась усилиями грандиозного коллектива из идеи, которая родилась и была трепетно выношена в сердце художника, точнее, двух театральных художников - Татьяны Батраковой (Йошкар-Ола) и режиссера-кукольника, преподавателя Санкт-Петербургской театральной академии Александра Стависского (Санкт-Петербург).

Медитация между большим и маленьким - то, что обычно так завораживает нас в цирке и в театре кукол, в этом спектакле переходит на более внутренний, духовный уровень. Историю Акакия Акакиевича, переписывающего всю жизнь казенные бумаги, сопереживаешь как житие по-своему святого, нищего, несчастного человека, у которого хватало духа бегать по морозу в дырявой шинели ради любви к каллиграфии, и с уходом которого Петербург и Россия если не рухнет, то покачнется и потонет. И ангелы упадут с петербургских крыш и Александровской колонны. Конец мира и внезапный, бесславный и несправедливый конец отдельной человеческой жизни в спектакле - как бы одно событие. Его нам предстоит пережить и прочувствовать при этой встрече с любимым с детства театром. Утешает только красота - чудесная красота всего этого зрелища...

- Мы не хотим ничего навязывать зрителю. Возможно, спектакль даже не найдет достаточной аудитории в Йошкар-Оле и в театре этом недолго просуществует, - но нам было важно его сделать именно таким: серьезным, философским, - рассказывает художник-постановщик Татьяна Батракова.- И счастье, что государственный театр пошел нам навстречу, помог реализовать этот проект. Я не хочу выделять какую-то одну идею: смотрите, сочувствуйте! У каждого ведь свой личный духовный опыт. Какая-то из внутренних струн в душе зрителя зазвенит - и то хорошо...

Режиссер спектакля выводит известную историю во время-пространство после смерти человека. Перед глазами зрителя необычный для кукольного театра видеоряд для большой сцены: свитки Мертвого моря, потоп, заливающий все, тексты псалмов звучат на двух языках. Громадные ангелы здесь не говорят: «Не бойтесь!» Они похожи на привидений без лица, без голоса. Возможно, таким и будет страшный суд...

Но молодежь нашего времени почти не читает классику, а этот спектакль рассчитан не на детей. Каково же режиссерское «послание» зрителю?

Александр Стависский (на бегу, между репетициями):

- Чего можно ждать от погоды? Чего можно ждать от зрителя?! Пусть хоть книгу откроет потом. Хочу, чтобы открыл, прошел глазами по текстам, почти священным для нашей культуры... Там всякие сноски и комментарии бывают, - может, он заинтересуется, потянет, как за ниточку... Визуальная картинка, разумеется, сильнее воздействует. Театральные спектакли теперь превращаются почти в кино за счет спецэффектов с проектором. Я первый раз играю с этим, даже с некоторым внутренним страхом... «Наиграюсь» - и больше, наверное, не буду... Вы у музыканта спросите, чего он хочет от зрителя! Материал бы раскрыть теми средствами, которые есть...

А есть - живьем - создатель музыкального оформления композитор Вениамин Захаров, создатель видеоряда - Светлана Соловьева, Алексей Голубцов (мультипликация), звукорежиссер Ильнар Мустафин, кроме того, актерская и техническая группа спектакля - более двадцати человек.

Вот так и делаются волшебные и трогательные спектакли, после которых хочется обнять наибольшую часть человечества...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру