Что делать, если вас тормознул гаишник?

Вроде все должны знать Правила дорожного движения, но это далеко не так

Не все знают о том, что не стоит выскакивать из авто и бежать навстречу инспектору, думая, что ваше рвение оценят. Или о том, что вы имеете точно такое же право посмотреть документы гаишника, как и он – ваши. Так как же вести себя с инспектором?

Вроде все должны знать Правила дорожного движения, но это далеко не так

За что и где вас могут остановить

По правилам, требование об остановке гаишник подает жестом руки, жезлом, диском с красным световозвращателем, которым инспектор указывает на автомобиль, а затем на место, где необходимо его остановить. Возможно требование об остановке с помощью громкоговорителя.

По правилам, сотрудники милиции могут остановить ваш автомобиль только в этих случаях:

- за нарушение ПДД водителем или пассажирами;

- при наличии данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, правонарушения или преступления;

- при нахождении ТС в розыске, а также наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;

- для опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления, очевидцами которого они являются;

- при выполнении решений уполномоченных на то госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

- для оказания помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции.

Не стоит делать вид, что вы не увидели жеста инспектора остановиться. Работники ГИБДД могут организовать за вами погоню или передать ориентировки на ваш автомобиль на следующий пост, и вас все равно остановят. Зато тогда проблем будет больше.

Сотрудник ДПС не имеет права останавливать автомобили на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (то есть на мостах, в тоннелях). Исключение составляет остановка, «связанная с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы».

Также запрещается останавливать ТС на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и других опасных местах.

Для проверки документов вас имеют право останавливать только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и на контрольно-пропускных пунктах.

Если вы откажитесь предъявить сотруднику ГИБДД документы, он имеет право задержать вас и даже арестовать на 15 суток «за неповиновение сотруднику полиции» (ст. 19.3 КоАП).

Разговор с инспектором

Если вас остановили, инспектор должен подойти к машине, представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, объяснить причину, по которой вас остановил.

Инспектор, если вас остановил, должен подойти сам. До тех пор, пока он не объявил причину, по которой вас остановил, вы можете сидеть в машине и двери не открывать – документы можно дать для ознакомления через слегка опущенное стекло.

Атрибут любого инспектора – нагрудный знак с номером. При этом наличие поблизости патрульной машины с опознавательными знаками не обязательно: возможна скрытая форма патрулирования на машинах обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.

Выйти из кабины инспектор может вас попросить только для того, чтобы:

- устранить неисправность;

- когда есть основания предполагать, что водитель пьян;

- чтобы вместе с водителем сверить номера агрегатов, провести досмотр машины или груза.

Если у вас есть претензии, то сотрудник ДПС должен сообщить номер нагрудного знака, предъявить, не передавая из рук, удостоверение личности, разъяснить право и порядок обжалования его действий.

Если вам вменили в вину нарушение ПДД…

Вы можете оспорить это решение. Если вы твердо уверены, что ПДД не нарушены, возьмите на заметку советы опытных водителей.

1. Предложите предъявить точные доказательства правонарушения: если речь о «тонировке» – это данные сертифицированного прибора; если превышение скорости – данные прибора, который фиксировал видео, причем, на картинке должен быть виден именно ваш автомобиль.

2. Добейтесь непременного оформления протокола об административном правонарушении (АП).

Если вы намерены оспорить факт нарушения, сначала оформляется протокол об АП и лишь затем должно быть выписано постановление. У вас есть право внести в протокол свои объяснения, вы можете выразить ходатайство.

Сотрудник ГИБДД отказал в оформлении протокола? Тогда в тексте постановления в произвольном месте около своей подписи нужно приписать: «Нарушение оспариваю». В этом случае через суд можно будет добиться отмены постановления.

3. Не отказывайтесь подписывать протокол об АП и давать показания.

Ваш отказ приведет лишь к большим проблемам. Непременно прочитайте протокол и потребуйте копию этого документа. Имея в наличии копии, вы сможете подготовиться к слушанию дела в суде, в том числе обжаловать вынесенное постановление.

Если сотрудник настаивает поставить подпись в графе «Права и обязанности разъяснены», но при этом разъяснений от него вы так и не услышали, пишите в этой строке: «Права не разъяснены» и распишитесь. Факт вашего несогласия с обвинением следует отметить также в схеме, если таковая была оформлена.

5. В строке протокола «объяснения» отметьте максимальное число свидетелей.

Ими могут быть как ваши пассажиры, так и люди, стоявшие у дороги, случайные прохожие и т.д. В графе укажите ФИО свидетелей, их точный адрес. В будущем эта информация может быть полезной.

6. Фиксируйте разговор с сотрудником ГИБДД на видеокамеру, диктофон.

Вкупе с запасом знаний собственных прав и обязанностей инспекции диктофон – очень эффективное «оружие». Штука недорогая, но может очень пригодиться.

7. Не предлагайте взятку.

Вкладывая в документы некую банкноту и протягивая их сотруднику, многие водители даже не знают, что совершают тем самым уголовное преступление. А за это вполне возможно заработать тюремный срок. И вовсе не условный.

Сергей Симонов, мастер по вождению автошколы «Драйвер»:

- Если меня останавливает инспектор ГИБДД, я стараюсь занять нейтральную, выдержанную позицию. Надо ли выходить из машины? По опыту работы за границей знаю, что этого делать не стоит. Покидать автомобиль нужно, только если инспектор вас об этом попросит. Иначе ваш жест может быть расценен даже как агрессия.

В России водительский этикет, конечно, несколько иной. Но и на наших дорогах я бы оставался за рулем. Посудите сами: какое у вас будет отношение к человеку, который бежит к вам на «полусогнутых»? Это уже косвенное признание вины. Надо уважать и самого себя, и инспектора. Поздороваться с ним, обращаясь на «вы».

Не стоит «тыкать», говорить «командир» или начинать разговор со слов «здравия желаю». Желание сократить дистанцию, сделать общение неформальным понятно, но излишнее панибратство тоже неуместно. Лично я обращаюсь к нему по званию. Не помешает, поздоровавшись, и улыбнуться. Только искренне. У них и так работа не сахар, так что доброжелательность не помешает.

Требовал ли я у инспектора документы? Нет, ни разу. Я сам человек не конфликтный, да и настраивать вот так сразу против себя сотрудника – себе дороже. Пытался ли «договориться»? Тоже нет. Даже попытка дать взятку – это уже серьезное нарушение, грозящее реальным тюремным сроком. Так зачем рисковать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру