Мастер Митрофанов

Краснодеревщик - человек особой породы

Недавно судьба свела меня с интересным человеком - учебным мастером лесопромышленного факультета ПГТУ Евгением Митрофановым. На мой взгляд, учебный мастер, как и сержант в армии, из особой породы людей. Педагогу-теоретику в каком-то плане легче: отчитал свои две-три ежедневные лекции, при необходимости ответил на несколько вопросов и свободен! Ну, еще два раза в год сессию принять. Совсем другое дело - учебный мастер.

Он принимает на себя самый тяжелый труд: обучение совсем еще зеленых студентов начальным навыкам работы с материалами, инструментами, станками. И именно он несет всю полноту ответственности за то, чтобы его подопечные ушли с занятия здоровыми.

Евгений Михайлович родился в тридцатые. Я не первый раз встречаюсь с людьми из той эпохи. И каждый раз восхищаюсь их мужеством и силой воли. Они не просто сумели выжить в труднейших условиях, но и заняли достойное место в этой жизни!

Детство Евгения прошло на границе Владимирской и Ивановской областей в деревне Добрицы. Вечерами, сидя дома, чуть ли не при лучине, Евгений с тоской глядел в окно на другой берег Клязьмы: всего в трех километрах от его родного дома светился яркими огнями знаменитый рабочий поселок Мстера. Его жители с давних пор занимались различными ремеслами: по всей стране известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем, реставраторы икон и фресок, вышивальщицы белой гладью, чеканщики по меди и серебру. Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстера стала родиной нового вида искусства – лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Большая жизнь кружила голову парню, звала… После седьмого класса Евгений окончил двухгодичную школу столяров-краснодеревщиков в той самой Мстере, получив сразу пятый разряд. Мог бы иметь и шестой, если бы не дисциплинарное взыскание. Сегодня тот проступок назовут детской шалостью, не больше. А в те времена, по словам самого Евгения Михайловича, дисциплина была не та, что сегодня! Именно в мстерский период будущий мастер начинает первые самостоятельные творческие изыскания. Например, однажды вдвоем с другом решили усложнить учебное задание и вместо банального комода сделать дорогой, как теперь бы сказали, эксклюзивный, с декоративной облицовкой и точеными элементами объект интерьера.

После школы столяров-краснодеревщиков молодой мастер два года работал на производстве, набирая опыт, а затем поступил в техникум механической обработки древесины в городе Семенов Горьковской области. В России этот город известен как родина хохломской росписи. Но уже через год после начала учебы следует призыв в армию.

В 1964-ом, когда до конца срочной службы оставалось еще полгода, тогдашний министр обороны маршал Малиновский издал приказ о досрочной демобилизации тех рядовых, которые успешно поступят в вуз. Готовясь стать абитуриентом, Евгений раз за разом перелистывал справочник для поступающих. Первым делом выяснил, что в ближайших к дому Владимире и Горьком вузов, имеющих специальность по переработке древесины, нет вовсе. Это означало, что придется куда-то ехать. Можно было в Ленинград, где к тому времени в лесотехнической академии уже преподавал брат. Но там конкурс выше, да и Евгению, выросшему в деревне, вряд ли удастся тягаться в знаниях с москвичами. И тут он услышал о загадочной, малоизвестной Йошкар-Оле.

Вот так Евгений стал студентом Поволжского лесотехнического института (ПЛТИ). Параллельно с учебой уже со второго курса работал лаборантом на родном факультете. Именно в эти годы он принял участие в первой в своей жизни выставке. Пока – только еще внутривузовской, на которую отправился выполненный из шпона портрет Ленина. С ним, кстати, связана целая история. Митрофанов делал его тайком в свободное от учебы время. И надо же такому случиться, что на очередном лабораторном занятии самоделка попала на глаза заведующему кафедрой. А тот позвал декана, которым в ту пору был сам Венценосцев. Постановление Юрия Николаевича было очень кратким: «Через неделю выставка. Чтобы портрет там был!» Завкафедры разрешил доводить портрет «до ума» прямо в рабочее время. Это был очевидный знак внимания молодому студенту и сильный стимул! «Венценосцев меня не просто поддержал, но и вселил уверенность в собственных силах, окрылил», - говорит Евгений Михайлович. Поэтому вскоре на свет появились «Мальчик Чиччо из Неаполя» и другие работы.

После окончания учебы Митрофанов был оставлен на кафедре и почти подготовил кандидатскую диссертацию. Но - семья, дети, и молодому отцу стало понятно, что на аспирантскую зарплату жить не получится. Поэтому в 1975 году он становится преподавателем СГПТУ-9. Евгений Михайлович всегда хотел быть учителем по труду, а не педагогом-теоретиком.

Исходно СГПТУ-9 создавалось для подготовки рабочих строительных специальностей. Вместе с тем уже вскоре после создания администрация училища начала поиск новых путей развития. Первые несколько лет Митрофанов преподавал столярно-плотничные работы. Затем по его инициативе была начата подготовка столяров-паркетчиков, а он стал преподавателем спецдисциплин. В сохранившемся в архивах ПУ-9 личном деле Е.М. Митрофанова значится: «…являясь много лет руководителем методической комиссии, оказывает большую помощь молодым коллегам, часто выступает с докладами, готовит методические разработки, проводит открытые уроки. Его опыт обобщен на учебно-методическом совете УПТО и рекомендован к распространению среди других училищ».

В 1983 году на курсах по повышению квалификации ему подарили тоненькую книжечку о резьбе по дереву. И уже осенью того же года училище объявило первый набор резчиков по дереву. Так мастер Митрофанов стал зачинателем этого направления в республике. Кстати, именно тогда в его коллекции появилось панно «Гуцульская резьба».

- В 1991 году училище открыло специальности роспись по дереву, лозоплетение и кружевоплетение. Мне виделось преобразование училища в художественное. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, - говорит Евгений Михайлович.

В 1992 году в музее изобразительных искусств прошла его персональная выставка, на открытии которой случился небольшой конфуз. В этот же день и на этом же этаже открылась выставка одного марийского художника. Митрофанов хотел немного придержать открытие своей, но не удалось. И часть почитателей живописи мягко перекочевала к нашему краснодеревщику. В итоге под наплывом зрителей экспозиция мастера Митрофанова продержалась в музее два срока.

Именно тогда один предприниматель уговорил Евгения Михайловича перейти к нему на работу. За следующие пятнадцать лет он трудился в четырех фирмах. В одной из них вместе с ним работали некоторые его ученики по СГПТУ-9. Эту работу мастер успевал совмещать с преподавательской деятельностью в «Политехе» на кафедре технологий и оборудования лесопромышленных производств (ТОЛП).

В 2007 году кафедре ТОЛП в связи с новыми направлениями и расширением лабораторной базы потребовался не просто мастер по деревообработке, но глубокий практик. Специалиста, отвечающего этим требованиям лучше, чем Евгений Михайлович, было не найти! Так он вернулся в родной вуз, где работает и по сей день.

Евгений Михайлович – заядлый байдарочник и рыбак. Целых одиннадцать лет вместе с семьей он ежегодно сплавлялся по рекам. Именно из этих экспедиций «приплыли» композиция «Лимфатические узлы России» (корнепластика), а также работы по капу. Например, с карельской Охты - «Ежик», с Катуни (горный Алтай) - «Пепельница».

15 декабря 2013 года Евгению Михайловичу Митрофанову исполнилось 75 лет. С днем рождения Вас, мастер! И долгих лет жизни!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру