Театры наводят мосты

Завершился Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы»

Ежегодный фестиваль стал в этот раз необычайно уникален. В 2013 году исполнилось двадцать лет самому первому фестивалю. На осень пришелся и десятый по счету «Мост дружбы», поскольку некоторое время фестиваль не проводился. Посвящен он нынче 150-летию К.С. Станиславского.

Завершился Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы»
Matka Gyubala Wahazara

В первый день руководитель АРТД им. Г. Константинова Сергей Московцев представил публике членов жюри: неизменного на протяжении уже шести фестивалей председателя – заведующую литературной частью Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Людмилу Остропольскую, театроведа Александру Лаврову, заместителя редактора журнала «Театральная жизнь» Юлию Маринову (все – г. Москва), театроведа, театрального критика, координатора многих международных фестивалей Драгану Бошкович (Сербия), а также йошкаролинцев - доктора филологических наук, профессора Александра Липатова и искусствоведа Людмилу Кувшинскую.

Открылся же фестиваль прекрасным спектаклем - трагикомедией в двух действиях по пьесе Н. Коляды «Большая советская энциклопедия» Бугульминского государственного русского драматического театра им. А. В. Баталова. В течение восьми дней на сцену выходили лучшие коллективы России и зарубежных стран. Так, Государственный ордена Дружбы народов академический театр драмы им. В. Савина (Сыктывкар) представил лирическую фантазию на пьесу Н. Гоголя «Женитьба». Гость из Казахстана - Акмолинский областной русский театр драмы привезли музыкальный трагифарс «Зойкина квартира» по Булгакову. Еще один коллектив из Казахстана - Карагандинский государственного ордена Дружбы народов русский драматический театр им. К.С. Станиславского представил на суд зрителя бенефис трех актрис «Три красавицы» по пьесе В. Красногорова. Государственный русский драматический театр Республики Мордовия порадовал йошкаролинцев ночным всемирным потопом без антракта (так называют свой спектакль артисты театра) «У ковчега в восемь» по пьесе У. Хуба и «Эзопом» по пьесе Г. Фигейредо «Лисица и виноград».

Хозяева сцены, йошкар-олинские «академики», не престают удивлять зрителей «Солдатиками». На обсуждении после спектакля актеры не услышали ни одного замечания в адрес постановки, имели место лишь восторг и благодарности. Критики оказались неголословны – при подведении итогов номинации «Лучший дуэт», «Лучшая эпизодическая роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая режиссура» и гран-при фестиваля достались «Солдатикам» по пьесе В. Жеребцова «Чморик» («Подсобное хозяйство»).

Последние три дня зрителя баловали «десертом». Вне конкурсной программы зрители могли увидеть три театральных работы. Первая из них - комедия по произведениям Чехова «О вреде табака…» Московского государственного «Театра на Покровке» под руководством народного артиста России Сергея Арцибашева. Основой его репертуара является русская классика – Гоголь, Чехов, Тургенев, Толстой, Островский… Арцибашев вчитывается в каждого автора, не стремясь удивить зрителя, он просто открывает и показывает нового Чехова, другого Гоголя… Классика в «Театре на Покровке» более современная, но не искаженная, легко усваиваемая зрителем, который подчас теряет грань между тем ощущением, когда спектакль смотрят и когда в нем участвуют. На «арцибашевскую классику» в академическом театре драмы были проданы все билеты, зритель сидел на стульях в проходе, некоторые даже стояли. Театр привез спектакль по четырем ранним произведениям Чехова «О вреде табака…», «Юбилей», «Предложение» и «Медведь».

Вторым сюрпризом и, наверное, самой удивительной постановкой стала «Matka Gyubala Wahazara» («Мать Дюбала Вахазара») польского театра «Fundacja Centrala 71». Краковчане, как и все польские театры, считают творчество культового Станислава Виткевича новым словом в европейском театральном искусстве. Спектакль необычен и неординарен – присутствует и интерактив, и оперный стиль, и пластика. Актеры Марчин Калиш и Маргожата Войчеховска под руководством молодого режиссера Джустины Ковальски исследуют напряженные отношения в замкнутой сфере «мать – сын». Это история их непрерывного противостояния – борьбы за власть, за собственное «я». Действие сопровождается причудливой игрой голоса и электроники. Спектакль шел с синхронным переводом на русский язык, но Марчин Калиш преподнес русскому зрителю целую сцену на русском. Как он признался после, он ни слова не понимал, пока учил этот эпизод с польским переводчиком. На заучивание русской речи ушел почти месяц. Наши любители театра по достоинству оценили работу польских актеров и засыпали их цветами и аплодисментами.

И в завершении фестиваля - «Мцыри» по мотивам одноименной поэмы Лермонтова в исполнении московской «Школы драматического искусства». Она впервые посетила Марий Эл. Концепция театра-лаборатории, в отличие от репертуарного театра, - это сосредоточение на поис¬ках и исследованиях с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследова¬ния природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупно¬масштабных постановках. «Мцыри» - спектакль, какого еще у нас не видели, запредельная пластика тела, синтез голоса и образов. Удивительный одноактовый спектакль практически погружает в транс. Такая подача поэтической классики весьма необычна, чем и притягательна. Роль Мцыри разложена режиссером на три ипостаси, играют ее три актера: Мцыри борьбы – Георгий Фетисов, Мцыри поверженный – Константин Мишин и Мцыри, окрыленный надеждой, – Евгений Поляков.

О своем герое Георгий Фетисов рассказывает:

- Мой Мцыри - герой мифологический, сродни Ахиллесу или Прометею. Очевидно, что речь идет не только и не столько о борьбе с окружающим миром, сколько о борьбе внутренней. И в этом внутреннем сюжете он победил. Из юноши, «темничного цветка», стал мужчиной. Победил себя, отказался от своих ребяческих мечтаний, прошел от мятежной борьбы к смирению. С другой стороны, есть некий внешний сюжет, в котором Мцыри борется и погибает, хотя достоин славной жизни. Он преодолевает все препятствия, справляется со всеми трудностями - побеждает барса, побеждает отчаяние, оказавшись один в лесу, но есть сила, над которой он не властен, - рок, как в античных трагедиях. И гибель его предрешена. Таким, я думаю, был и сам Лермонтов».

Праздник закончен, труппы разъехались по своим городам и вливаются в повседневную работу. Подводя итоги юбилейного во всех отношениях фестиваля, хочется отметить, что с каждым годом «Мост дружбы» приобретает новых друзей и зрителей, становится действительно большим событием. Как правильно отметил на открытии заместитель главы правительства, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михаил Васютин, фестиваль «Мост дружбы» – это ежегодный театральный праздник, дающий жителям республики прекрасную возможность увидеть работу коллективов из разных городов России и ближнего зарубежья, насладиться игрой актеров, оценить результаты творческих поисков режиссеров и сценографов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру