Земные страсти по «небесным женам»

Фильм Федорченко вместе с признанием обрастает и нелестными слухами

«Небесные жены луговых мари» – необычное кино, снятое Алексеем Федорченко по мотивам одноименной книги Дениса Осокина. Как говорят авторы фильма, это «марийский Декамерон» – 23 мини-новеллы о марийских женщинах, о колдовстве, обычаях и странностях, присущих «последним язычникам Европы».

Фильм Федорченко вместе с признанием обрастает и нелестными слухами

Снятый полностью на марийском луговом языке, фильм выходит на экран с субтитрами (зарубежный вариант) либо с закадровым текстом (отечественный вариант). Все девушки, чьи истории излагаются по ходу сюжетной линии, не случайно носят имена, начинающиеся с буквы «О» – Ошаняй, Осылай, Оня, Оканай, Одоча: Алексей Федорченко проводит прямую параллель с марийским словом «ош», что в переводе означает «белый, чистый». Это древние, языческие имена, которые даже в марийских деревнях редко услышишь. Сценарист Денис Осокин – филолог, этнограф и писатель в одном лице – выискивал имена для своих героинь в специальном словаре. Для него звук «О» – позывной неба. А сам эпитет «небесные» он расшифровывает как «горячо любимые, дорогие».

Фильм сложный и, как многими было замечено, «другой». Без прочтения книги Осокина обычному зрителю, не этнографу и не знатоку марийской истории, многое сказанное между строк останется непонятным. Мировая премьера состоялась 11 сентября 2012 года на Римском кинофестивале, и с тех пор картина побывала на многих подобных мероприятиях, собирая многочисленные награды. Но вместе с заслуженным признанием обрастала и нелестными слухами. За рубежом Алексея Федорченко даже назвали «русским Тинто Брассом», хотя все «эротические» сцены выглядят вполне целомудренно и эстетично. Принимая во внимание «выкрики» в интернете про «пошлость, оскорбление нации и неправду на экране», не стоит упускать из виду, что «Небесные жены луговых мари» – это не документальный фильм, а этносказка, собранная, как лоскутное одеяло, из кусочков марийских легенд, преданий, приправленная художественным вымыслом участников творческой группы.

«Небесные жены луговых мари» – это картина, где современность переплетается с древностью, а поверья и сказания оживают и начинают играть новыми красками. Несмотря на то, что фильм из категории «18+» и на протяжении всей картины в кадре много обнаженного тела, такое обилие «запретного» вовсе не вызывает отторжения. Все, что показывает зрителям Федорченко, балансирует между естественностью и провокацией. Все новеллы пронизаны безумными контрастами мистической любви, практически стертой интеграцией современного города, и самобытной, суеверной глубинки. Фольклорная подоплека магической культуры марийского народа раскрывает, в каком-то смысле, границы сознания, архитипичного «внутреннего я». И это еще одна причина того, что фильм многими не понят как в марийской столице, так и в других городах и странах, где его уже показывали.

Разбушевавшиеся после презентации фильма в Йошкар-Оле страсти оказались не менее захватывающими, чем сама картина. Более часа после просмотра фильма творческая группа «Небесных жен луговых мари» разъясняла непонятное, защищалась от нападок и принимала благодарности. Мнения разделились – от категорически агрессивных «против» до благодарно-восторженных «за». Многие зрители после просмотра сетовали, что увиденное далеко от реальности, что люди, не знающие народа мари, могут невесть что подумать о коренном населении республики. Те же, кто принял фильм и рассмотрел красоту авторского замысла, искренне благодарили творческую группу. На мой взгляд, проблема несхождения во мнениях лишь одна, и она совпадает с позицией самого Федорченко, который выпады недовольных парировал строкой из стихотворения Осипа Мандельштама: «…там, где эллину сияла красота, мне из черных дыр зияла срамота…» Нужно более оптимистично смотреть на жизнь в целом, только после этого в привычной картине мира будет меньше пошлости, цинизма и злости. Так одни в картине Боттичелли «Рождение Венеры» видят голую женщину, а другие – непревзойденное произведение искусства, эталон красоты. В общем, дело вкуса и устройства призмы, через которую мы взираем на мир.

Фильм необычный, с нетрадиционной драматургией, со странной, но прекрасной картинкой, с небанальными историями. Поэтому, думаю, он еще многим будет интересен. На кинофестивале в Риме картина получила чудесные отзывы, а в Ватикане ее назвали самым духовным фильмом фестиваля. Процесс осмысления и переосмысления этого произведения искусства начался и в нашей стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру