Это надо немного потерпеть…

Эпизоды кинофестиваля «Послание к Человеку»

Третий день после закрытия 23 Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов. Глаза с трудом ищут нужное название в каталоге, мозг буксует, в нем крутится гордоновское: «Ненавижу смотреть кино!»

Эпизоды кинофестиваля «Послание к Человеку»
The Act of Killing

Это ведь так заманчиво: целыми днями смотреть сжатую и кем-то уже осмысленную реальность, преобразованную в следы кисти, в капли краски, в актерские гримасы, в отборные слова и всплески эмоций, которые нельзя передать словами, чтобы не опошлить, не исказить замысел автора.

Знакомый журналист спросил за столиком: «Кто же все-таки получил Гран-при?» Я не помню! Из всей церемонии закрытия осталась в памяти флегматичная певица в красном шелке и шапке-ушанке и что-то убойное про «симпл Раша»; индийские туфельки Мирры Наир; белые розы в руках Ксении Собчак и злой простуженный президент фестиваля, Алексей Учитель, который с первого дня мечтал сменить белую рубашку на мягкий свитер, как у раскованного и свободно говорящего на английском Алексея Медведева, но не решился: статус не позволяет.

Жизнь такая короткая, а люди зачем-то режут ее на кадры и эпизоды и потом съезжаются смотреть, что получилось. Зачем-то вкладывают свои личные деньги в пленку и съемки, делают фильмы, которые негде и некому показывать, не продать для проката в этой стране... Что же ими движет? Желание во что бы то ни стало зафиксироваться в истории? Или желание отблагодарить за жизнь?

На церемонии закрытия белые розы в руках Ксении Собчак символизировали уважение председателя Жюри прессы в сторону создателя полнометражного документального фильма «Голая опера» (Naked Opera) Ангелы Кристлиб (Люксембург, Германия) за выдержку и смелость. После сеанса наши соотечественницы задали режиссеру «некорректные» вопросы о проблеме показа однополых интимных отношений на экране, за это вроде как Ксения публично извинилась за Санкт-Петербург. Но режиссер к цветам так и не вышла.

Naked Opera

Приз Жюри Прессы вручили полнометражным документальным картинам «Голая опера» и «Акт убийства» (The Act of Killing) Джошуа Оппенхаймера (Дания, Великобритания). В идейном смысле работы абсолютно не равноценны. Для многих осталось неясным, почему вообще первый фильм называется «документальным», и что за историческая личность в нем наблюдается в лице путешествующего по миру гомосексуала. В «Акте убийства» все вещи и люди конкретны, герои – бывшие военные преступники в одной из стран Юго-Восточной Азии. Так актуально, что часть съемочной группы в целях самосохранния не может оглашать свои имена. Фильм полон черного юмора, намеков на международное законодательство, смену политических ценностей, тотальное историческое мифотворчество. Он получил и еще один приз – «Выбор Переводчиков» студии переводов «Эклектик-транслейшнс», переводившей в субтитры (русские и английские) все фильмы фестиваля. Директор студии Уильям-Хэккет Джонс и исполнительный директор Елизавета Кошелева назвали картину «Акт убийства» «самым сильным посланием к человечеству, которое производит самое сильное впечатление».

Приз «Кентавр» и 2000 долларов за лучший анимационный фильм получил польский «Тото» Збигнева Чаплы.

Приз за лучший полнометражный документальный фильм достался чилийской картине «Женщины и пассажир» (The Women and the Passenger) Патрисии Корреа и Валентины Макферсон. В фильме 45 минут женщины с разными судьбами меняют постели в мотеле у дороги, стирают белье, подают еду в номера, моют ванны после ночных оргий, убирают окурки и плевки, рассказывая камере о своих неосуществленных сексуальных мечтах.

Женщины рулят и пашут везде! Они делают интересное кино, стремясь изменить мир к лучшему! Ибо, как мудро сказано в самом длинном фильме фестиваля (семичасовом), «кто контролирует кино, тот контролирует будущее» (байопик Ханса Зиберберга «Гитлер – фильм из Германии», 1977 г., спецпоказ в последний день фестиваля). На что обращает внимание документалист-женщина? На преодоление данности, которая не всегда счастливая («Я могу петь», реж. Даша Худолеева, Россия; «Последняя остановка» Кристиан Сото и Каталина Вергара, Чили; «Признание Зелима» Наталия Михайлова, Россия-Германия; «Мама», Лидия Шейнина, Россия; «Я здесь» Мария Поприцак, Россия; «Засыпай», Мария Сикстель, Россия; «Lost boys» Варвара Обросова, Россия); на выморочные и нелепые отношения людей в обществе и государстве («Две стороны одной лошади», реж. Татьяна Соболева, Россия); на взаимозависимость души людей и пространства вокруг («Слезы нимфы» Анастасии Масленниковой, Россия); на то, что быть счастливым трудно, но возможно («А в троллейбусе мерцает окно…», реж. Ирина Ланина, Россия); на уничтожающий жизнь страх и расчет в ситуациях, когда надо решать сердцем («Данный взамен» – дипломный фильм Софии Гевейлер, Россия, ВГИК). Вечная женская попытка моделирования более светлого будущего, своеобразная форма доброй магии.

Приз «Кентавр» и 20000 рублей за лучший дебют присужден фильму «Lost boys», режиссер Варвара Обросова, Россия; анимационному фильму «Обида» (The Wound), режиссер Анна Буданова, Россия); Приз «Кентавр» и 30000 рублей за лучший короткометражный документальный – фильму «Мама», режиссер Лидия Шейнина, Россия).

"Обида"

– …Женщины в кино? Это и от безработицы: женщину кто-нибудь прокормит, пока они занимаются некоммерческим творчеством, хоть муж… – подумала вслух режиссер фильма «Две стороны одной лошади» Татьяна Соболева. – Люди у нас в основном хорошие. Просто вот… жизнь «такая».

– Татьяна, как вам удалось снять такую лирическую сатиру с «анти-двадцать пятым кадром» на наших стражей порядка? Вы же не пользовались скрытой камерой. Да там и помещение не позволяет: вы снимаете с разных точек, подвижно и в лоб!

– Все делалось официально. Писался предварительный сценарий, подавался вместе с бюджетом-заявкой на грант в Министерство культуры от студии «Точка зрения», потом были получены спецдопуски на всю съемочную группу: оператор, режиссер, звукооператор – на территорию 1-го Оперативного полка конной полиции Москвы. Уйму аппаратуры, осветительных приборов надо было втащить на территорию конюшен. Полицейские лошади стоят практически в темноте. Чтобы их показать, мы выставляли снаружи в окна все осветительные приборы! А люди привыкают к камере. Есть момент доверия героя, когда присутствуешь с ним рядом длительное время. Снимали несколько сезонов, в основном зимой 2012 года, когда проходили президентские выборы. У нас сменяются идеи, но накал борьбы, агрессии все один и тот же.

– Поэтому вы смотрите на раздвоенность русской души глазами лошади? Им бы в поле побегать, а их морозят в оцеплениях.

– Лошади не умеют лицемерить.

Фильм Софии Гевейлер «Данный взамен» буквально вывернул нас всех наизнанку: как и все фильмы документального национального конкурса. (Все, кто был на показе, подходили к этой девочке-режиссеру, выпускнице ВГИКа (мастерская С.В. Мирошниченко), поздравляли и благодарили ее, и оператора (тоже вгиковца) Яна Ясинского, и композитора Илью Демуцкого. То, что они сотворили, задевает очень тайные, редко достигаемые струны души.

Что у нас с экспериментальным кино? «Кино ли это?!» – спрашивали себя члены жюри конкурса «In Silico» все время фестиваля. «Мы были отдельной сектой, смотрели нечто приватное, безмолвное, «другое кино», не до конца понимая, по каким параметрам и качествам мы должны отобрать лучший фильм. Работа шла по принципу «что более зеленое: квадрат или понедельник?» – признался на заключительной пресс-конференции председатель Жюри конкурса экспериментального кино Марат Гельман. В результате Диплом имени Даниила Хармса жюри вручило фильму «Иксленд» (режиссеры Михай Греку и Тибальт Глиз, Франция). В восьмиминутном фильме нет ни слова, только горы и воды, среди которых, как осколки былой цивилизации, еще светятся какие-то огни и конструкции и угадываются трамплины, вышки концлагерей. Это то, что, возможно, видел, но не смог описать святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос своему юному ученику, умеющему все описывать словами.

В спецпоказах в Доме кино, программу которых представлял Алексей Медведев, запомнился «Мед» – последний фильм трилогии о детстве турецкого режиссера Семиха Капланоглу. Уникальная возможность увидеть фильм на 35-миллиметровой пленке, с реальными склейками, почеркушками, дефектами, с удивительным звуком (титры в конце шли под едва уловимые звуки и шорохи ночного леса!).

Приз «Кентавр» и 2000 долларов США за лучший короткометражный игровой фильм получил фильм «Не прощаясь» (On the Threshold), режиссер Анастасия Кратиди, Греция.

Из игровых полнометражных – никто: их не было в конкурсе фестиваля.

Фильм закрытия был так ярок, что затмил собой все предыдущие впечатления. Беспредельный, как детская мечта, «Танец реальности» Алехандро Ходоровски (Франция), сюр- автобиографический, где всего много, с избытком: ужасов, рыбы, птиц, моря, человеческих страданий, глупости, любви, света, крови, уродства, камней. Где люди страдают за страдания, причиненные ими животным и уродам, а между деньгами и совестью, совестью и смертью нет никакой разницы, ибо «все связано одной цепью страдания». Фильм – объятие всему миру, фильм – взгляд в душу следующего поколения. Очень жизнеутверждающий!

…Одна маленькая девочка, дочь одного из зарубежных членов Жюри, возмутилась где-то в середине фестиваля: «Что ж такое все депрессивное-то кино на этом фестивале?!» – и улетела обратно в Европу. А надо было немного потерпеть! Диплом «За искренний фильм о радости познания себя и принятии семьей» вручили почти детскому и даже смешному фильму «Только с тобой» (Straight With You), режиссер Даан Бол, Нидерланды. Коротенький фильм про то, как рыжий мальчик, заметив свою тягу к какому-то «лицу из телевизора», ужасается мысленно: «неужто я гей?!» – и встает внутренне на тернистый путь самопознания. И вопрошает папу о различии трансвеститов и бисексуалов. Не без юмора: а куда им деваться, если перед глазами с детства веселые гейпарады? Одно спасение – толерантность…

Гран-при «Золотой Кентавр» и 5000 долларов США за лучший фильм фестиваля достался документальному фильму «После нее…» (As She Left), режисер Александра Канди Лонге, Бельгия. Кино о последствиях урагана «Катрина», точнее о его новой, послепотопной, реальности, о «новом небе и новой земле».

Под занавес - убойный спецпоказ дипломного фильма Дениса Клеблеева «31 рейс» (естественно, Россия, мастерская Разбежкиной) о наших предпринимателях-дальнобойщиках, которые гоняют туда-сюда вездеходы с йогуртами и гнилыми яблоками, изрыгая и выдыхая мат, закусывая салом и комарами, тиская раскормленных, сочащихся таким же матом русских баб и прозрачных безмолвных цыганок в перерывах между кувалдой и солидолом. Но это уже из серии: «Калинка-малинка, матрешка-березка» и пафосных стихов Дмитрия Быкова, – ну, как же без этого?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру