Если тридцать лет назад в СССР было порядка 50 тысяч рефрижераторных вагонов, а ежегодный объем перевозки скоропортящихся грузов на территории РФ доходил до 33 млн. тонн, то нынче Российские железные дороги перевозят их в три раза меньше. На начало 2015 года общий парк рефрижераторного и изотермического состава в нашей стране насчитывал 14 200 вагонов. Причем часть из них давно отработала свой срок, а другая часть – «термосы» в основном китайской сборки, то есть вагоны, в которых есть теплоизоляция, но нет холодильного оборудования.
Ситуация усложнилась настолько, что если ее не переломить, то, по прогнозам экспертов, в России через пять лет случится коллапс железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов. Чтобы избежать его, нужны срочные меры. Об этом идет речь на самом высоком государственном уровне.
Впрочем, разговоры эти ведутся достаточно давно. Еще пять лет назад руководители «Ариады», вникнув в суть проблемы, предложили путь ее решения. Они заявили о готовности взяться за производство и поставку стране экономичных малогабаритных холодильных агрегатов для вагонов-рефрижераторов. Одновременно волжане собирались приступить к оборудованию высококачественных вагонов-термосов, используя для этого свои сэндвич-панели с наполнителем из энергосберегающего полиизоцианурата.
Больше того, генеральный директор «Ариады» Виктор Васильев заявил о готовности своего предприятия решить сложную логистическую задачу. Волжане брались за поставку стройматериалов для возведения десятков и сотен складов и хранилищ на пути следования вагонов-холодильников по территории страны – от Калининграда до Владивостока.
Свои предложения «ариадовцы» направили руководству РЖД. Не дождавшись ответа, решили обратиться непосредственно к руководителям отраслей, озабоченных проблемой транспортировки скоропортящихся грузов. В итоге в 2010 году состоялась рабочая встреча директора «Ариады» с тогдашним руководителем Федерального агентства по рыболовству Андреем Крайним. Глава Росрыболовства не просто заинтересовался предложением волжан, но и заявил о готовности предоставить им целевой кредит в размере 25 млн. евро для производства термоконтейнеров по заказу Росрыболовства. На том, к сожалению, дело и закончилось, хотя волжане в ожидании новых крупных заказов возвели на своей территории два больших цеха. Их потом пришлось переориентировать на выпуск другой продукции.
Спустя пять лет о проблеме заговорили снова. И вновь «Ариада» оказалась в числе предприятий, готовых немедленно взяться за дело.
На днях Виктор Васильев побывал на совещании под председательством замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Олега Скуфинского. Обсуждалась организация производства отечественных рефрижераторных контейнеров с целью обеспечения доставки скоропортящихся грузов, в том числе морепродуктов, из регионов Дальнего Востока. Наш земляк предложил широкое участие «Ариады» в этом деле. В том числе – оснастку холодильным оборудованием вагонов-рефрижераторов, которые собирается выпускать известная российская корпорация «Уралвагонзавод». Кроме того, Виктор Григорьевич подтвердил готовность «Ариады» участвовать в создании системы обслуживания этих вагонов, предполагающей в случае необходимости их оперативный и качественный ремонт.
Предложения эти были выслушаны и приняты к рассмотрению. С большой долей вероятности того, что «ариадовцы» смогут, наконец, реализовать свою давнюю мечту, приняв участие в этом большом и очень важном для нашей страны деле.