- Михаил Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша карьера.
- Службу в органах внутренних дел я начал в 1998 году стажером по должности участкового уполномоченного милиции. Работа в службе участковых дала колоссальный опыт. Судите сами: работая на участке, с людьми, он должен владеть нормами уголовного и административного законодательства, разбираться в тонкостях семейного и гражданского кодекса. Необходимо было научиться общаться с самыми различными категориями граждан, и это оказалось очень полезным. В дальнейшем сложилось так, что появилась возможность перейти в дорожно-патрульную службу. Через несколько лет, будучи заместителем начальника отдела ГИБДД г. Йошкар-Олы, я решил продолжить обучение. Поступил в Академию управления МВД России. Преподававшие здесь педагоги в большинстве своем сами многие годы отдали практической работе. От них мы, слушатели, получили необходимый опыт управленческой деятельности. После окончания Академии в 2011 году был назначен на должность начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле, а в мае прошлого года – начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Марий Эл.
- Путь руководителя всегда непрост. Он отвечает не только за себя, но и за работу всего коллектива. В Вашем случае - ГАИ всей республики. С какими трудностями приходится сталкиваться?
- Любого руководителя делает коллектив. В первую очередь это инспекторы ДПС, которые работают на дороге. По ним люди судят не только о ГАИ, но и о полиции в целом. Поэтому со всеми кандидатами на службу беседую лично. Важно выяснить, что за душой у человека, каковы его нравственные ориентиры, почему он принял решение служить в полиции. Поверьте моему опыту, работа инспектора ДПС не так проста, как это кажется на первый взгляд. Например, категория «клиентов» сотрудника патрульно-постовой службы более-менее ясна. Это, как правило, семейные дебоширы, завсегдатаи наливаек, лица, находящиеся в розыске. Сотрудники уголовного розыска в большинстве своем общаются с теми, кто вступил в конфликт с законом, а также со свидетелями и потерпевшими. А сотрудник ГИБДД, останавливая транспортное средство, не знает, кто сидит за рулем, добропорядочный автомобилист или водитель, изначально негативно настроенный по отношению к инспектору. Таковых немало. Как правило, это те, кто насмотрелся в интернете роликов с хамским, агрессивным поведением водителей и считает допустимым вести себя так же. Нередко приходится сталкиваться лицом к лицу с преступниками, которые пытаются скрыться на автомобиле. Поэтому сотрудник ГИБДД должен быть не только физически развитым, но и психологически готовым вести диалог с любым водителем. Ну и, конечно, необходимо помнить: долг службы – превыше всего.
- Всегда бывают вопросы, для решения которых необходим уровень не простого сотрудника, а руководителя. Ведете ли Вы прием граждан?
- Конечно, у меня есть часы приема граждан, причем достаточно удобные. По субботам с 9 до 11 часов, в рабочие дни, как правило, в понедельник, с 17 до 19 часов. Кроме того, мы ведем активную общественную работу с населением. Мое личное убеждение: более открытой службы, чем подразделения ГИБДД, на сегодняшний день в системе МВД нет. Буквально несколько дней назад мы начали акцию «ГИБДД – за открытый диалог». Стартовала она с приема граждан в Общественно-политическом центре. В течение февраля сотрудники Управления ГИБДД вели прием в межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД и в отделах в районах республики, выступали на сходах граждан. К участию в разговоре приглашены представители местной администрации. Ведь решение многих проблемных вопросов - содержания улично-дорожной сети, ямочного ремонта, стоянки машин на дворовых территориях, платных стоянок, велосипедных дорожек - силами только ГИБДД, без привлечения органов местного самоуправления, решить невозможно.
- В СМИ достаточно большое количество материалов о проводимой ГИБДД работе по профилактике ДТП, борьбе с пьяными водителями, работе с детьми и подростками, общественностью. Каких результатов в работе удалось добиться за последнее время? И каковы планы на будущее?
- Мы стали более активными, открытыми в работе с населением. В сентябре прошлого года при Управлении ГИБДД был создан Координационный совет, куда вошли люди узнаваемые, авторитетные – журналисты, творческая интеллигенция, представители автомотоспорта. Создание Координационного совета обусловлено необходимостью формирования связующего звена между населением и сотрудниками ГИБДД. Представители Координационного совета вместе с сотрудниками ГИБДД участвуют в акции «Дорога для трезвых», направленной на борьбу с нетрезвыми водителями, выходят в ночные рейды. Мы провели исследование и выяснили, кто и почему ездит пьяным за рулем. Оказалось, негативные социальные явления оказывают влияние и на ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом, проблему пьянства за рулем. Если в каком-то из районов республики существуют проблемы с занятостью населения, значит, здесь люди выпивают. А потом садятся за руль. Еще одна причина роста числа нетрезвых нарушителей на дорогах – доступность автотранспорта отечественного производства. Старенькую «пятерку», «семерку», «девятку», «копейку» можно купить очень недорого. Это привлекает молодежь в районах. Именно эта категория водителей является наиболее опасной для участников дорожного движения. На них мы стараемся оказать воздействие. В том числе и при участии представителей Координационного совета, общественности.
- Какие нарушения правил дорожного движения наиболее часты в нашей республике?
- На территории Марий Эл в прошлом году произошло 1144 ДТП, в которых 135 человек погибли и 1576 получили травмы различной степени тяжести. Среди распространенных ДТП – наезды на пешеходов как на пешеходных переходах, так и вне их. Велика доля опрокидываний, наездов на препятствия. За каждым дорожно-транспортным происшествием - человеческая трагедия. Поэтому говорить о цифрах всегда непросто. Конечно, количество погибших в ДТП в 2014 году было меньше, чем в 2013-м, но это все равно недопустимо много. 86% ДТП происходит по вине водителей. А усугубляют эту ситуацию пьяные ДТП, количество которых выросло. Причем в целом по стране. Поэтому считаю очень правильным введение с 1 июля 2015 года уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Мера эта очень серьезная. Посудите сами, человек уже никогда не сможет поступить на службу в органы внутренних дел, на государственную службу. Под запретом она будет и для его детей. И я считаю это правильным. Пьяный за рулем это не нарушитель – это убийца и преступник.
- В западных странах полиция очень активно сотрудничает с населением. Как Вы видите такое взаимодействие ГИБДД с обществом?
- В таких вопросах я всегда выступаю за любое сотрудничество. Та работа, которую мы проводили с общественностью, Координационным советом, приносит результаты. Наши граждане начали активнее помогать в выявлении нетрезвых водителей. Около 5-7% таких задержаний происходит благодаря своевременным звонкам. Может, это и немного, но раньше о пьяных водителях в ГИБДД не сообщали вообще. Был проделан огромный объем работы, прежде чем люди стали понимать, что пьяный водитель – это угроза для жизни их родных. Очень приветствую реакцию многих водителей на нарушение правил дорожного движения. В наш адрес стали присылать записи с видеорегистраторов, фотографии с нарушениями правил парковки, правил проезда пешеходных переходов.
- Многих йошкаролинцев волнует проблема трехфазных светофоров. И со стороны водителей, и со стороны пешеходов немало недовольных. Принимаются ли какие-то меры по оптимизации их работы?
- Введение отдельной фазы на светофорном объекте связано с изменением ГОСТа. Это как раз тот момент, когда необходима конструктивная работа с органами местного самоуправления, о чем я уже говорил. Рекомендации ГИБДД направлены в администрацию Йошкар-Олы. По мере возможности увеличивается фаза для проезда транспортных средств. Рассматриваем мы и организацию дорожного движения. Есть ряд светофорных объектов, где такие фазы позволить нельзя, ресурс исчерпан. Или организация дорожного движения, исходя из сложности перекрестка, не предусматривает поворот налево – в противном случае это усугубит проезд. Поэтому ситуацию мы отслеживаем и даем свои рекомендации администрации города.
- Государственные услуги по линии ГИБДД – одни из самых востребованных. Причем многие из тех, кто ими воспользовался в последнее время, отмечают, насколько изменилось в лучшую сторону качество их оказания. Исчезли очереди в регистрационных подразделениях. Есть ли еще какие-то идеи, проекты, которые оптимизируют или автоматизируют работу ГАИ, снимут нагрузку с сотрудников?
- В планах – решение вопросов оплаты государственной услуги. Готовится конкурс на установку сервисов оплаты, банкоматов в регистрационных подразделениях. Кроме того, прорабатывается вопрос увеличения количества аппаратно-программных комплексов, фиксирующих в автоматическом режиме нарушения на дорогах. Тем самым мы стремимся свести к минимуму ненужное порой общение между нарушителем и инспектором ДПС.
- В средствах массовой информации прошла новость о новом сокращении в органах внутренних дел на 10%. Как это скажется на ГИБДД Марий Эл, где сотрудников и так не хватает?
- Работать нужно не количественно, а профессионально. В любом случае число инспекторов на дорогах не снизится.