МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Йошкар-Ола

Александр Сокуров: "Ничто не меняется…"

Парадоксы первой мировой: опыт не извлечен и не освоен

В рамках 36-го Московского Международного кинофестиваля первую мировую войну вспоминали не раз. На посвященном ей круглом столе «Великая иллюзия. История и судьбы первой мировой войны в кино» разговор шел об отражении войны в зарубежном кинематографе. В отечественном она, мягко говоря, почти не представлена. Россия даже не приняла участия в создании международного сайта архивных фильмов и видеоматериалов о первой мировой.

Солдаты 11-го гренадерского Фанагорийского полка времен Первой Мировой

На круглом столе выступили программный директор Московского кинофестиваля, профессор ВГИК им. Герасимова Кирилл Разлогов, автор идеи и руководитель проекта «Батальон смерти», академик Международной Академии телевидения Игорь Угольников, историк кино Филипп Штисны (Германия, Гейдельберг), профессор Корейского университета Сан Ву Хон, доктор философских наук Людмила Булавкина-Бузгалина, киновед Дмитрий Караваев.

Прозвучала потрясающая мысль: германским солдатам давали в руки кинокамеры, чтобы они снимали военные действия прямо из окопов, без прикрас. Нашим солдатам... ну, как всегда... А в 1918 году госформация сменилась, и многие русские вовсе вынуждены были скрывать свои боевые и парадные фото, награды за бои в первой империалистической. Кирилл Разлогов напомнил, что знаменитая фраза Ленина «Из всех искусств для нас всего важнее сейчас кино» была отредактирована Калининым и подана в историю в облагороженном виде. Первоначально же она звучала так: «Из всех ваших искусств для нас важнее всего кино». Улавливаете разницу? То есть к кино изначально предъявлялись те же требования, какие сегодня предъявляются к СМИ и телевидению, - сугубо пиар-идеологические. А что оставалось тем, кто не желал творить в этих рамках? Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин долго и мучительно пытались это делать. Но настоящую историю в художественном кино тех лет мы можем разглядеть только кое-где на втором плане, да в редкой кинохронике.

Дискуссия за круглым столом шла своим чередом. Александр Сокуров, которому было отведено место во главе стола, появился только к завершению беседы.

«…Для меня первая мировая война - парадоксальное явление. Ничто не говорило о том, что это будет, ничто к этому явно не вело. В Европе бурно развивалась инженерно-техническая мысль, создавались великолепные дорожно-транспортные системы, мосты, паровозы, шли новые открытия в физике и химии материалов. Начинается развитие кинематографа. Архитектура, без сомнения, впервые за многие годы вновь стала фактором эстетики. Развился новый стиль городской материальной культуры – модерн. В Европу внедрился новый могучий фактор развития – этика и эстетика Востока в культуре и искусстве. Модерн быстро стал общим стилем европейской жизни, и это происходило восторженно, радостно! Жить бы да жить!

Можно сказать о большевизме как о всемирном беспредельном деструктивном факторе, который подталкивал какие-то, еще неясные обстоятельства. Нарастающее террористическое движение, возникновение новых государственных образований. Но еще была сильна развитая и мощная Австро-Венгрия. Сложное положение Польши, которая вдруг перестала быть «европейским коридором», становилась напряженным фактором глобальной евро-политики. На влияние Соединенных Штатов на военную ситуацию в Европе, слава Богу, никак не сошлешься! Все самые прекрасные эстетические идеи и одновременно все самые ужасные и перспективные средства уничтожения зародились именно в Европе!

Это противоречие «старого света» явно свидетельствует, но о чем, я пока не могу понять. То ли о катастрофическом старении европейского (континентального) этноса и его неспособности противостоять как молодой агрессии извне, так и внутренним силам маргинальности и саморазрушения. То ли о нравственном упадке общества, лени и усталости совершать духовную работу на фоне нарастающего научно-технического прогресса. Даже в высших учебных заведениях Европы наблюдается странное затухание философской, философической практики в это время. Возможно, следствием этого был рост высокомерия «старого света» по отношению к другим народам. До сих пор чрезвычайно много и красиво говорят о французских художниках того времени, забывая, что все основные эстетические и этические позиции были отработаны тогда в английской живописной школе. Только человек с очень приблизительным эстетическим образованием может отвешивать такие глубокие поклоны французской живописи начала века, импрессионистам.

Неосознание того, что уже происходит война, насилие, возможно, было связано еще и с тем, что, переходя в иную общественно-политическую формацию, целые общества не успевали осваивать настоящее. Теперь мы понимаем, что катастрофическое, то есть военное разрешение проблем первенства и превосходства, приведшее мир к войне, было проявлением европейского, французского в том числе, волюнтаризма. Позже он подтвердил свою несостоятельность, полностью проиграв начало второй мировой войны, допустив трагедию – вход фашистских войск в Париж. Но мне кажется, что основная вина лежала все же на самих народах Европы: они то ли забыли, то ли не вспоминали, то ли вообще не было у них этого осознания национального, народного, что такое война.

Но для меня загадка: почему с таким восторгом русское общество отнеслось к объявлению первой мировой войны?! Что это было за наваждение?! Неужели так быстро забыли трупы матросов, чудовищно потопленные наши корабли на Дальнем Востоке, сопки Манчжурии и эту разгромившую саму себя, проворовавшуюся, бесхозяйственную государственную систему управления?

Поразительно и утешает, что в это время в нашем кинематографе развились все основные идеи. Довженко – он же все, какие только можно было, эстетические идеи тогда сформулировал, открыл, а все остальные потом просто пошли по этому пути.

Может быть, и первая мировая война была явлением столь мощным и многозначным, что мы до сих пор не до конца постигаем весь смысл этого явления.

Посмотрите, какое мощное развитие получила артиллерия. Эти идеи пошли в авиацию и космическую промышленность. Надо было вырастить столько блестящих инженеров, великолепных профессиональных рабочих! Я имею в виду в первую очередь рабочий класс Германии, поражающий на протяжении многих десятилетий своим мастерством, аккуратностью, надежностью результатов труда! Но это техническая мысль. Общество человеческое в парадоксе первой мировой войны как-то мало принимало участие. Я даже не помню, чтобы кто-то еще тогда, в начале войны, в литературе, кроме Бернарда Шоу, подходил к настоящему с отчетливой негативной оценкой, с приглядом в будущее. (Кстати, это уникальная способность именно английской литературы – впрыгивать в будущее, ведь смотрите, ни Диккенс, ни Голсуорси, ни тем более Шекспир до сих пор не потеряли своей актуальности!)

Когда я в первый раз прочел пьесу «Heartbreak House» («Дом, где разбиваются сердца») Шоу, меня поразила способность старого англичанина иронически смотреть на себя, на окружающий мир, на людей. Причем, в этой иронии есть граница, это мне очень нравится, есть грань, через которую он никогда не переходит. Большинство иронических авторов деструктивны по сути своего дара, они остротой и злободневностью иронии (а по энергии и интонации ирония близка к озлоблению) разрушают энергию возможного созидания. Шоу никогда не переходит эту грань. Когда у него уже все внутри кипит, когда он не может терпеть негатив, он тут же направляет это… в самоиронию, против самого себя! Это поразительный дар и мастерство! К сожалению, все русские переводы Шоу не так интересны, как оригиналы, и для меня работа с этим замыслом стала огромным опытом, и профессиональным, и человеческим, и историческим (фильм «Скорбное бесчувствие», сценарий Юрия Арабова).

В годы Советской власти тема первой империалистической полностью замалчивалась. Худсоветы с трудом пропускали в кино только тему гражданской войны. Проекты о предвоенном времени закрывали сразу. Все наши с Арабовым проекты тоже. Абсолютное эстетическое несовпадение чуть не привело к гибели картины. КГБ вернуло нам отснятый материал, из оставшегося мы сделали этот фильм. У каждого из тех, кто был занят в этом фильме, была своя личная трагедия в судьбе, но они со своей судьбой не хотели соглашаться. Это позитивный дух сопротивления – тот самый дух «модерн», о котором Шоу, о котором я говорю в этом фильме. Миллионы людей убиты в первой мировой, красивейшие города разрушены, уничтожены бесценные архивы. Ради чего?! Ради того, чтобы повторить все в начале сороковых?

Это парадокс: немцы с одной стороны – высочайшая культура, с другой – разрушающая человеческий интеллект и культуру машина. Как это может существовать вместе?! Страсть к самоуничтожению, разрушению красоты словно пришла откуда-то извне, потом затаилась и – снова, в начале сороковых! И никакого опыта из старых войн европейская политика не извлекла. В России эмоциональный опыт той эпохи тоже до сих пор не извлечен и не освоен и, скорее всего, он закрыт. Если сравнить настроение сегодняшнего общества и общества перед началом первой мировой, это то же благоговение перед техникой, отказ от деятельности по сохранению собственной живой эмоциональной памяти. Человеческая природа не изменилась! Ничто не меняется…»

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах