Показы фильмов, мастер-классы, научная конференция - интересно и кино, и то, что возникает за ним. Фильм Алексея Погребного «Липоване. Дунайская Венеция» - о румынских русских староверах, построивших в дунайских плавнях огромное село. До сих пор они живут, передвигаясь на лодках от дома к дому. Режиссер ознательно не стал вскрывать проблемы этого села: что молодежь и администрация спят и видят, как бы засыпать эти чертовы каналы и ездить, как вся Европа, на машинах и мотоциклах. Фильм финансировался Фондом «Русский мир» и предназначен для телепоказа, как пример успешного существования человека в природе и верности традициям предков. Сидевшие в зале московские старообрядцы и на сей раз не смогли сдержать эмоций в адрес «никониян», мрачно критиковали вышедшего вперед представителя Госдумы родом из казаков, за ношение значка правящей партии на лацкане пиджака и за неношение традиционной рубахи и портов. Режиссер признался, что сам вовсе не принадлежит к данному вероисповеданию, но это не мешает ему делать кино, между тем как никто из старообрядцев про самих себя не снял фильма. А между тем семейские старообрядцы в Бурятии зерно сеять перестали! Уклад нарушили. Тут женщина из зала в платке под булавочку и сарафане тоже выкрикивать начала… Митинг и только! Меня умилил вид парня с длинной бородой, большими, как у раввина, глазами и соответствующей фамилией, мирно записывавшего весь этот кипеж для сайта «Этнофонд». До рукопашной не дошло: всех глубоко озадачило известие, что на днях Вселенский собор старообрядческой русской церкви будет решать, принять или не принять в лоно старообрядчества негритянскую общину из Африки...
В последний день фестиваля в Большом зале «Дома национальностей» проходила научная конференция. Несмонтированный съемочный материал и фотографии служили иллюстративным материалом для доклада. Александра Соколова из Майкопа показала отснятый в Адыгее материал о переселившихся туда из Румынии курдах. Своеобразное представление о социальных нормах жизни этого народа, вечная тоска по утраченной этнической родине (вероятно, это Адыгея). Но по показателям рождаемости и социальной адаптации курды уже практически вытеснили русских и иные национальности из всех сел, куда им позволено было первоначально вселиться, и их пребывание на территории России создает некоторые проблемы: представители этой национальности почему-то наводят страх на весь мусульманский мир.
Оптимистическим контрастом звучит доклад научного сотрудника Кунсткамеры Ксении Воздиган о традиционных росписях Питхоро индийского племени ратхва, где нет письменности. Художник расписывает дом, словно пишет летопись рода и народа, и при этом для освящения росписи прямо в доме приносят на полу в жертву козла. А как же без кровавых жертв? Или вы думали, что в Индии приносят в жертву только цветы?
Или вот, например, доклад из Республики Марий Эл о не доехавших до фронта и пропавших без вести в начале войны сотнях солдат на станции Сурок Марийской АССР. О формах сохранения в народной памяти событий в условиях недоступности материалов военных архивов, определенном мифотворчестве СМИ все годы после войны. О подвигах женщин, которые киркой и лопатой сначала помогали мужьям выбиваться в стахановцы, а после войны давали жестокие обеты и воздвигали братские могилы – ради исцеления собственных детей. В таком ракурсе визуальная антропология, кажется, еще не тревожила прошлое. Тема оказалась неожиданно тяжела.
Но центром фестиваля стали, конечно, кинопоказы отечественных и зарубежных фильмов. И шедевры мастеров зарубежной визуальной антропологии («Восхождение на небеса» Стафана Бретона (Франция), и удивительные работы молодых режиссеров.
Запомнились стоявшие в один вечер фильмы, снятые женщинами о женщинах. Чун-Лан Гио, живя во Франции, куда ее ребенком увез отец, сделала фильм о перезахоронении своей бабушки во Въетнаме, спустя три года после ее первого захоронения, как это принято у буддистов. Фильм называется «Жизнь идет ко дну трижды, семь раз налаживается и девять раз плывет по течению».
Яна Рихтер и Рике Хольц (Германия) сделали динамичный и гордый фильм о перуанских женщинах-борцах «Чолита Либре: если не борешься – уже проиграл». Зал просто вставал на уши, когда необъятные чернокосые чолиты кидали на ринге здоровенных мужиков, а щупленькие мужья втайне признавались кинокамере, что ужасно боятся, что однажды жена может что-нибудь сломать и тогда он не будет знать, что с ней делать!
Большие споры вызвал трогательный фильм шведского режиссера Эрика Стромдаля «Назад с Юпитера» о счастье инвалида с детства, вдруг вышедшего из скорлупы своего дома и увидевшего врага своего детства и затем - зарубежный мир.
Визуальная атропология – это еще и кинопублицистика, потому что заставляет зрителя искать ответы на мучительные и скрываемые в обществе вопросы. А высшую оценку и приз за режиссерский дебют фестиваля получил Ито Сатору (Япония) за фильм «Лик Яат: сотворение и воспевание».