- Даиль Габдуллович, Вы говорите, что не собирались быть чиновником. А кем мечтали стать?
- В старших классах школы хотел связать свою жизнь с самолетами, мечтал и конструировать их, и летать. Думал поступать в Казанский авиационный институт. Однако в решающий момент решил не рисковать. Родные и друзья посоветовали не испытывать судьбу и поступать в наш лесотехнический институт. Пришлось пожертвовать романтической мечтой, но, поступив в политех, я понял, что не прогадал. Не берусь давать оценок качеству нынешнего высшего образования, но тогда нам давали действительно отличную теоретическую базу. Мы проходили практику не только в районах республики, но и далеко за ее пределами, на крупных производственных комбинатах. И знаете, изучение машин и механизмов, необходимых для села, увлекло меня не меньше самолетов. Так что в каком-то роде моя мечта сбылась.
- По окончании вуза вернулись на малую родину – в Параньгинский район?
- Нет, не сразу. По распределению попал в северный город Братск, откуда спустя некоторое время был призван в армию. После службы был период, когда болел романтикой Севера, даже хотел вернуться на прежнее место работы в Братске. Но остался в Параньгинском районе, где меня укоряли: вырастили, выучили, а я куда-то уехать хочу. Устроился в «Сельхозтехнику», где за три года прошел все ступеньки от рядового инженера до управляющего, правда, когда меня назначили управляющим, там работало всего около ста человек.
- Тогда сельское хозяйство было на подъеме…
- Когда устраивался, положение было непростое, зарплаты небольшие, да и условия работы оставляли желать лучшего. А вот на заре моего руководства подъем действительно ощущался. Мы много строили, закупали новую технику, постоянно улучшали условия работы, поддерживали грамотных и талантливых людей, организовали досуг.
- Как вышло, что, родившись в Параньгинском районе, Вы оказались на руководящей должности в Медведевском районе?
- До того как оказаться в Медведеве, я и моя семья много чего пережили. Из «Параньгинской сельхозтехники» меня пригласили в Волжский район, на должность начальника сельхозуправления – это практически заместитель главы района. Переезд семье дался непросто. На родине были родные, которые всегда помогали супруге с детьми, а здесь мы оказались одни. Сначала было сложно, но привыкли, и Волжск нам очень понравился. Здесь было интересно работать и жить: город тогда активно строился, быстро развивались сельхозпредприятия, росли новые населенные пункты. Чтобы быть компетентным во всех рабочих вопросах, мне пришлось многому научиться в отраслях животноводства и растениеводства. Новые знания, прежний опыт, работа профессиональных сельскохозяйственных коллективов позволили району достичь успехов, а меня вновь перевели на другое место. Учитывая результаты работы в районе, областным комитетом партии я был выдвинут и избран председателем Сернурского райкома. Здесь также удалось наладить действительно эффективную работу местной администрации. Но вмешалась перестройка. Начались процессы, не зависящие от районных властей. Несмотря ни на что мы боролись с проблемами, развивались. И сегодня могу сказать, что Сернур стал для меня чем-то большим, чем просто работой. Признательность жителей Сернурского района я ощутил чуть позже, во время первых демократических выборов. Тогда я работал первым заместителем министра сельского хозяйства - законодательство не запрещало сочетать госслужбу с функциями депутата республиканского Государственного Собрания. Поэтому решил согласиться с жителями Сернурского района, которые выдвинули меня в качестве своего кандидата. Конкуренцию мне составил известный в республике руководитель В.И. Романов, занимавший довольно высокий пост. Мне было неудобно конкурировать с ним. Я даже ожидал, что он – опытный, известный – пригласит меня к себе и попросит снять кандидатуру. Этого не произошло. В итоге я одержал громкую победу, набрав около 95 процентов голосов. А в Медведево меня пригласили, когда республику возглавлял В.М. Зотин. Тогда в районе была сложная ситуация с руководящим составом, и мне было предложено стать главой администрации района.
- Можно сказать, что у Даиля Шагиахметова четыре малые родины: Параньга, Волжск, Сернур и Медведево.
- Примерно так. Эти районы и их центры действительно мне дороги. Помню, когда был в Волжске, меня звали обратно в Параньгу, но я отказался по одной простой причине: не хотел слышать упреков. Тогда в Параньгинском районе мои родные и знакомые занимали высокие посты, и я с трудом представлял себе рабочие совещания, на которых около половины приглашенных оказались бы родственниками. Да, такое бывает, но зачем давать лишний повод злым языкам? Вот и отказался, хотя Параньгу искренне люблю.
- Почему так выходит, что Медведево, да и другие поселки вашего района выделяются своей чистотой и благоустройством? Вы придаете этому особое значение?
- Не знаю. Думаю, просто работать надо. Как-то, работая в «Сельхозтехнике», я услышал на совещании, мол, у татар не принято ломать, вот у них все в порядке и содержится. Но до сих пор я уверен, что национальность, традиции, нравы здесь совершенно ни при чем. Речь идет о воспитании, о культуре. Да и кому, как не властям, заботиться о благоустройстве! Часто вспоминаю первый Сабантуй на нашем новом ипподроме. Я уходил с этого мероприятия последним и видел горы мусора… Неприятно было. Тогда и решили, что вопрос с уборкой надо решать кардинально, что обязательно нужны уборщики, оплачивать работу которых нужно непосредственно в день мероприятия. С тех пор уборка начинается в первые минуты того или иного районного праздника, а данная строка расходов – первая в любой смете. И вообще, мы чистоте уделяем особое внимание. С этого года включили в расходы уборку в населенных пунктах района, благодаря чему нам практически удалось решить проблему несанкционированных свалок.
- Даиль Габдуллович, в каждом интервью мы спрашиваем о достижениях района. Но о них говорят постоянно, все о них знают. Сегодня хочу нарушить традицию, спросить также и о нерешенных проблемах.
- Проблемы есть во всех районах, и везде они схожи: одни связаны с нехваткой средств, другие с несовершенством законодательства. Но наряду с ними в Медведевском районе есть и настоящие достижения. Несколько лет назад мы начали эксперимент по изучению английского языка с детского сада. Сегодня английский учат уже в семи садиках! И мне кажется, это правильно. Детям в этом возрасте проще учить, проще запоминать, тем более, когда предмет преподается в игровой форме. Кстати, вопрос с предоставлением мест в детские сады особо остро не стоит. Почему? Мы не закрывали ни одного детсада и на протяжении последних пяти лет открываем новые группы.
Кроме этого, в 2012 году из районного бюджета было выделено 11,5 миллиона рублей на строительство дорог в Медведево, Куяре, Митькино и других населенных пунктах.
- В Медведеве в этом отношении действительно хорошо. Есть ипподром, строится крытый манеж, работает великолепный ЗАГС, в который приезжают молодые пары со всей республики. Мини-зоопарк «Чудо-остров» посещают более двухсот тысяч человек в год, одних только входных билетов продано сто тысяч, а еще раза в полтора больше бесплатных посетителей - маленьких детей. 1 сентября в Краснооктябрьске открыли вторую очередь школы, которая теперь считается самой современной в районе.
- Это так, в районе и в поселке удалось создать прекрасную инфраструктуру с жилыми комплексами, торговыми сетями, спортивными центрами. За это я благодарен главе правительства республики Леониду Маркелову и активности наших бизнес-структур: ЗАО СПП «Салют», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ОАО «ПМК-5», ЗАО «Марийское», ГПЗ «Семеновский» и многих-многих других.
А если вернуться к вопросу о нерешенных проблемах, то для меня, как для главы и просто жителя района, настоящей занозой является проблема Сурка. Этот поселок до сих пор находится в подвешенном состоянии: министерство обороны от него и не отказывается, и не принимает, а жилой фонд тем временем требует срочного вмешательства. Вопросов там немало накопилось.
- Даиль Габдуллович, а как складываются отношения в семье? Вы – глава района, крупный и авторитетный руководитель, и наверняка, приходя с работы, Вы за чашкой чая обсуждаете с родными какие-то рабочие моменты?
- Конечно, полностью отстраниться от работы никогда не получается. Поэтому и говорим об этом, и порой спорим, и сплетни обсуждаем, и жалобы, но все по-доброму. Я вообще к жалобам отношусь как к полезной информации. Если есть нерешенный вопрос, надо его решать, и неважно, как о нем тебе сказали, - лично на эмоциях, с крепким словцом или просто в письме. Это надо учитывать и надо делать!
Где бы я не работал, и как бы ни складывалась судьба, я был всегда уверен, что у меня надежнейший тыл - моя супруга Халима. Моя должность, однако, отразилась на судьбе дочерей. Как-то одна из них объявила, что уезжает в Москву, где ее и заметят быстрее, и она сумеет раскрыться как специалист, а главное – никто не будет укорять, что она успешна потому, что отец - глава района. Не по себе, конечно, было от такой правды, но понять ее можно. И вторая дочь уехала. Теперь приезжают в гости со своими семьями. Встречаемся всегда с радостью и огромным удовольствием!
- Недавно глава республики был на приеме у президента России и пригласил его к нам, в Марий Эл. Как Вы думаете, у нас есть что показать Владимиру Владимировичу?
- Конечно, есть! Примем его достойно.
- Какой самый необычный подарок Вам дарили, и что Вы хотели бы получить к предстоящему юбилею?
- (Улыбается) Самый неожиданный подарок – это корова, мягкая игрушка размером с настоящего теленка, большая такая, пестрая, с рогами – ее мне подарили мои друзья. Внучки ее любят, ох, чего они только с ней не делают, когда приезжают к нам! Забавно на них смотреть! А чего я хочу? Чтобы не болели дети и внуки. Чтобы они были счастливы! И, конечно, чтобы в районе был порядок, тогда много людей тоже будут счастливее. Это и есть лучший подарок!
- Даиль Габдуллович, спасибо Вам за интервью и искренность. Поздравляем Вас с юбилеем. Пусть Ваши пожелания исполнятся! С Днем рождения!
- Спасибо!
Справка МК
По итогам социально-экономического развития Медведевского района в первом полугодии 2012 г. хозяйства всех категорий произвели сельскохозяйственной продукции на 1,5 млрд. руб. или на 9% больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. На 14% увеличилось производство мяса скота и птицы. Наибольший вклад внесли в эту отрасль ЗАО «Марийское», птицефабрика «Акашевская», племзавод «Шойбулакский», птицефабрика «Йошкар-Олинская».
В районе введено в эксплуатацию на 22 тысячи кв. м жилья больше, чем в первом полугодии 2011 г., - на 12%. Индивидуальные застройщики построили 115 домов общей площадью 16 тыс. кв. м. Наиболее активно сегодня ведется строительство в Знаменском, Пекшиксолинском, Сидоровском и Шойбулакском сельских поселениях. Напомним, в селе Шойбулак летом начата комплексная застройка и благоустройство в рамках пилотного проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Здесь реконструируется стадион, возводится пристрой к зданию школы, прокладываются сети водоснабжения на улице Первомайской, а главное – строится новая улица Сосновая, на которой в ближайшие годы появятся 44 индивидуальных жилых дома. Эта работа находится под постоянным контролем главы районной администрации: каждый вторник Даиль Шагиахметов проводит на стройплощадках планерки с представителями подрядных организаций.
17 семей – жителей Медведевского района - получили сертификаты на получение субсидий на сумму более 7 миллионов рублей по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.». А в рамках ФЦП «Жилище» в этом году запланировано выделение субсидий 21 молодой семье в размере около 12 млн. руб.
В поселке Медведево завершена реконструкция детской поликлиники, ведется строительство спортивного центра с универсальным игровым залом, крытого манежа для мини-зоопарка, здания поликлиники. Строятся спортзал и стадион в поселке Силикатном, фельдшерско-акушерский пункт в деревне Сенькино.
108 индивидуальных домов были подключены к природному газу в январе-июне этого года. До конца года их число вырастет до 196. На сегодняшний день в районе газифицировано 94% жилых домов.