Мы все – должники перед природой

Спасут человечество ботаники, а не Брюс Уиллис

На прошлой неделе на биолого-химическом факультете Марийского государственного университета состоялась Международная научная конференция «Принципы и способы сохранения биоразнообразия». Этот форум – пятый по счету. Первая конференция была организована в 2004 году силами кафедры ботаники, экологии и физиологии растений, возглавляемой Людмилой Жуковой.

Спасут человечество ботаники, а не Брюс Уиллис

В 2013-ом Людмила Алексеевна – доктор биологических наук, профессор кафедры экологии МарГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Ольга Воскресенская - доктор биологических наук, профессор, и.о. декана БХФ, заведующая кафедрой экологии МарГУ – являлись председателями научной конференции.

Людмила Алексеевна Жукова – из тех людей, учиться у которых не только по-настоящему интересно, но и почетно. Коренная москвичка, в 1958 году она закончила факультет естествознания Московского государственного педагогического института имени Ленина. Преподаватель и ученый, она объездила в составе научных экспедиций весь Советский Союз, подготовила более 300 научных публикаций. С 1990-го Людмила Алексеевна работала в нашей республике. Благодаря ее опыту и энергии кафедра ботаники, экологии и физиологии растений марийского университета стала российским центром исследований популяционной биологии растений.

- Учителями моими были профессора Татьяна Ивановна Серебрякова и Алексей Александрович Уранов, знаменитый ботаник, вице-президент всесоюзного ботанического общества, - вспоминает она. – На кафедре ботаники МГПИ сформировалось популяционно-онтогенетическое и биоморфологическое направление, объединившее интересы исследователей-популяционников и морфологов. Со всего Советского Союза приезжали к нам учиться ботаники, огромное количество ученых вышло из этой школы. Так и началось в нашей стране интенсивное изучение онтогенеза растений (онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований от первого до последнего момента жизни).

В 1990 году по приглашению ректора МарГУ Виктора Павловича Ившина я приехала в Йошкар-Олу, чтобы возглавить кафедру ботаники, экологии и физиологии растений. На ее базе был создан филиал популяционно-онтогенетической школы. 20 кандидатов наук мы подготовили для республики, среди них – два доктора наук. Недавно докторскую диссертацию защищала еще одна моя ученица - заместитель директора по научной работе национального парка «Марий Чодра» Татьяна Аркадьевна Полянская.

- Людмила Алексеевна, на конференцию предоставили свои материалы ученые из США, Швеции, Германии, Украины, Беларуси, Азербайджана. Насколько важна международность в вашей области знаний?

- Когда-то эта работа начиналась в виде семинаров. В 1992 году было принято международное соглашение - Конвенция о биологическом разнообразии. В 2001 году Россия присоединилась к ней. И тогда мы решили, что эта тема достойна более пристального внимания. Просто вдумайтесь в эти слова – биологическое разнообразие. Ведь это – сама жизнь во всех своих видах, всех проявлениях. Полноценно изучать ее возможно лишь комплексно, командой, включающей специалистов самых разных отраслей знания, и в разных климатических условиях. Вот вам пример. На Земле около 240 тысяч видов цветковых растений. Онтогенез – индивидуальное развитие от семени до смерти – изучен всего у двух тысяч видов. Татьяна Полянская в рамках работы над докторской диссертацией впервые описала онтогенез тридцати бореальных (северных) видов растений. Помимо онтогенеза она изучала их жизненные формы и экологию в разных частях ареала, их соседей – с какими виды успешно сосуществуют, а с какими не могут жить рядом. Понимаете, для сохранения разнообразия биосферы нашей планеты мало знать точное число видов – нужно представлять, как они размножаются, развиваются, каких экологических условий требуют. А чтобы собрать все эти данные, нужен не только ботаник, но и фитоценолог, эколог, зоолог и множество других специалистов из разных стран и даже континентов.

Сейчас экология, в частности, представители нашей школы и коллеги из Твери, вышла на новую тематику изучения онтогенеза. Важно знать, с какими организмами на каком этапе сожительствуют растения. Большая статья о сосне опубликована в вышедшем недавно седьмом томе «Онтогенетического атласа растений». Это единственное в мире подобное издание, выпускающееся в Марий Эл с 1997 года. Жителям нашего региона это должно быть интересно, ведь у нас много соснового леса! Так вот, оказывается, каждое дерево имеет огромное число сожителей - консортов. На стволе и ветвях живут мхи, лишайники, водоросли, грибы… Они не паразиты, а настоящие соседи, обменивающиеся друг с другом полезными веществами, составляющие единое целое с деревом. Кстати, микологи – специалисты по грибам доказали, что без грибов невозможно существование ни одного лесного или лугового сообщества. Над землей – лес или травы, а под землей их корни пронизаны мицелием (телом гриба). Через него идет весьма сложно организованный обмен веществ. Забирая у одних растений и лишайников вырабатываемые органические вещества, он передает их тем, кто испытывает в них потребность.

- Жителям нашей лесной республики эта тема действительно близка. Правда, сейчас нас волнуют не столько полезные, сколько вредные сожители деревьев. После жаркого лета и пожаров 2010 года огромные площади леса оказались поврежденными жуками-короедами. Что можно сделать, как справиться с этой бедой? Есть ли способы уничтожить насекомых, не повреждая деревья?

- Увы, наука пока такого «чистого» способа не нашла, по крайне мере в России. Конечно, существуют сильные химические средства для уничтожения вредных насекомых, однако они плохо влияют на деревья и окружающую среду. Знаю, что эта работа ведется достаточно активно: на экспериментальных участках пораженные деревья опыляют разными веществами, но эффективные химические соединения еще не подобраны. Масштабы повреждения хвойных лесов огромны. Пока ученые ищут выход, остается надеяться на работу лесников в санитарной чистке лесов и на помощь птиц, уничтожающих вредителей.

- Давайте вернемся к прошедшей конференции. Какие основные вопросы обсуждали вы и ваши коллеги, приехавшие из разных российских регионов?

- Те самые, которые сегодня больше всего волнуют экологов. Прежде всего – влияние экологических и антропогенных факторов на жизнь отдельных организмов в популяции и на сами популяции. Отдельная секция посвящена была детскому и юношескому образованию, формированию экологического сознания. Это сейчас один из самых острых вопросов. К сожалению, экология давно выключена из числа ведущих предметов школьных и вузовских программ. Да и родители все меньше внимания уделяют общению ребенка с природой. Помню, в раннем детстве бабушка водила меня в лес, рассказывала о деревьях и цветах, клала мою руку на сосновый ствол, чтоб я почувствовала, какой он теплый и живой. Так и зарождается экологическое сознание. Дальше - прогулки в детском саду, школьные походы и экспедиции. А чему научатся сегодняшние дети, сидя за компьютером? Они не видят и не чувствуют красоты природы, не интересуются растениями и животными. Повзрослев, такой человек будет считать нормальным отдать приказ вырубить лес, распахать луг, даже не задумается, к каким последствиям это может привести!

- К каким же, например?

- Самая большая, на мой взгляд, опасность – снижение содержания кислорода в атмосфере. Кислород вырабатывается растениями, незря же леса называют легкими планеты. Больше всего кислорода выделяют влажные тропические леса. Самые крупные лесные массивы – в Бразилии, но они стремительно уничтожаются, поскольку людям нужна земля под сельскохозяйственные угодья, а лес на продажу. В России тоже много леса. Значительную его часть составляют хвойные породы, и хотя наши хвойные леса производят меньше кислорода, они также чрезвычайно важны. А в Европе лесов почти уже и не осталось. Ученые давно обсуждают стратегическое решение: нужно через ООН или Юнеско платить странам, на чьей территории находятся леса, дающие возможность жить всему человечеству. Вы задумайтесь: содержание кислорода в атмосфере за последние сто лет снизилось с 24% до 21%! Многие ученые полагают, что процесс снижения концентрации кислорода в атмосфере в ближайшем будущем лишь ускорится, и в конце, если не в середине, XXI века нас ждет из-за этого всплеск новых болезней и катастрофическое сокращение численности населения.

- А существуют ли подсчеты, сколько деревьев требуется для того, чтобы обеспечить кислородом одного человека или все человечество?

- Известно, что каждый из нас вдыхает около 700 литров воздуха в сутки. Спортсмены с их подвижным образом жизни поглощают в десять раз больше. Семь миллиардов людей на планете ежедневно вдыхают 4,9 миллиарда кубометров воздуха.

Существуют примерные цифры: гектар тропического леса обеспечивает кислородом до 200 человек. Значит, для семи миллиардов людей необходимо 140 млн. га леса. (Для справки, площадь лесов России - 1 млрд.179 млн. га. - это около 30% площади лесов на земном шаре.) Но ведь кислород расходуется не только для дыхания. Все процессы горения от костров и газовых плит до миллионов авиационных и автомобильных двигателей, мартеновских печей и проч... А теперь скажите, не жизненно ли важно, чем будет человечество дышать в самом недалеком будущем, если мы будем бездумно уничтожать генератор кислорода – лес?

- Вернемся к экологическому образованию. В советские годы любовь к природе воспитывалась с раннего детства книжками наших классиков: Бианки, Паустовского. Многое делал для этого популярнейший детский журнал «Юный натуралист». А сегодня?..

- Замечательные были книги: Кожевников - «По тундрам, лесам, степям и пустыням», Петров - «Мир лесных растений», прекрасные книги Брема, «Не кричи: "Волки!"» Моуэта Фарли и др.

К разговору присоединяется коллега Людмилы Алексеевны Людмила Николаевна Дорохина, кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе гимназии № 1503 г. Москвы, на конференции руководившая секцией «Формирование экологического сознания»:

- Мы в гимназии проводим Малые Лихачевские чтения – конференцию по работам Дмитрия Лихачева. Его «Письма о добром» - лучший источник знаний и образец любви к природе! Девизом Года окружающей среды мы выбрали его фразу: «Чти природу как матерь свою и помощницу». А для того чтобы привить ребятам уважение к другим живым существам, мы попросили их назвать животных, которые вызывают у них неприятие, отвращение, и предложили защитить их, доказать, что они хорошие и полезные. Видели бы вы, как ребята старались! И мультфильмы рисовали, и целые фильмы сняли о лягушках, червяках, насекомых! Они поняли их настоящую полезную природную сущность. Вот через такие минимальные усилия дети и начинают по-иному относиться к природе. По-умному и по-доброму.

- Людмила Алексеевна, получается, педагогическая проблема сегодня – основная, даже для ученых?

- Наукой занимается весьма ограниченное число людей, а через образование проходит все общество. В школе и вузах просто необходимо ввести экологию в число основных обязательных предметов! Без этих знаний молодому поколению уважения к природе не привьешь. Сегодня уже никто не спорит с тем, что будущее человечества, как и будущее всей планеты, зависит от каждого из нас. Нас спасет бережное отношение к природе, охрана лесов, сохранение редких и исчезающих видов. Для этого нужно открывать новые национальные парки, заказники, другие особо охраняемые территории, вносить соответствующие изменения в законы об охране природы. Современная же экологическая наука сможет развиваться в том случае, если работу будут вести команды разных специалистов. А значит, совсем иным должно быть финансирование экологических исследований в вузах и научных учреждениях. Пока же исследователи и преподаватели работают часто за счет собственных средств и на энтузиазме.

- И все же, как мы убедились, в нашем университете эта работа поставлена серьезно.

- Да, вполне. И еще у меня появились самые позитивные эмоции от общения с и.о. ректора университета Михаилом Николаевичем Швецовым. Очень активный и энергичный руководитель современного типа с высоким потенциалом и вместе с тем с культурой и деликатностью старой школы. Я побывала у него на приеме, в ходе которого он искренне обещал поддержку музею и положительно высказался о том, как мы организовали эту международную конференцию. Поверьте мне, несмотря на традиционный консерватизм, университет шагнет весьма далеко с этим молодым ученым-организатором. Хорошая генетика играет роль не только в ботанике!

Наша беседа с Людмилой Алексеевной Жуковой и Людмилой Николаевной Дорохиной завершилась в музее – единственном в мире популяционно-онтогенетическом музее, созданном на биохимическом факультете МарГУ. О нем мало кто знает из неспециалистов за пределами университета, а между тем этот музей имеет международный статус, входит во всемирную ассоциацию музеев и ассоциацию азиатско-европейских музеев. Среди семи его отделов есть учебный гербарий, на котором учатся студенты, и гербарий научный, заниматься с которым приезжают научные сотрудники из других регионов страны. Специально для него университет приобрел особую холодильную камеру, защищающую бесценные образцы коллекции от специфических паразитов, которые питаются сухими растениями. Создана здесь и прекрасная коллекция семян, фототека, музейные стенды демонстрируют основные идеи популяционно-онтогенетической работы. Этот музей – прекрасный помощник ученым в их работе, а студентам – в учебе. И конечно, кто как не сотрудники факультета привьет молодым людям любовь и уважение к тому, без чего невозможна наша жизнь, - к прекрасной, бесконечно разнообразной и при этом очень уязвимой природе нашей планеты Земля!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру