- Павел Вячеславович, каковы функции комитета по расчетам и платежам?
- Комитет по расчетам и платежам – муниципальное учреждение, действующее в Йошкар-Оле с 1998 года. Все эти годы его возглавлял Андрей Васильевич Тарасов, кстати, он был и одним из инициаторов создания комитета. Функция этого учреждения была тогда и остается сейчас очень нужной. Его появление позволило навести порядок в вопросах сбора платежей за коммунальные услуги и социальный найм. Фактически комитет выполняет функции агента: начисляет и собирает платежи и перечисляет средства ресурсоснабжающим предприятиям. Уже много лет по отчетам его руководителя собираемость средств от населения составляет 100%. Недаром коллеги из других регионов не раз приезжали, чтобы познакомиться с методами работы, перенять полезный опыт.
Со стороны их работа выглядела эффективной. В России мы были одни из первых по сбору средств за ресурсы. Но мы видели только внешний аспект, а внутренние злоупотребления не видны. При этом комитет единственный из муниципальных организаций все это время оставался неподотчетен администрации города, и достоверность предоставляемых им сведений проверить было невозможно.
Сегодня финансирование любой муниципальной организации открыто. Любой может зайти на сайт администрации www.i-ola.ru и получить всю информацию.
- Вызывавшая столько шума проверка – рядовое мероприятие, либо для нее имелись веские причины?
- Комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, управляющих компаний – это обычная практика, введенная нами два года назад. Естественно и законно желание городской администрации провести анализ деятельности своего подразделения! К тому же регулярная информация, предоставляемая комитетом по расчетам и платежам, явно носила неполный характер. Так, в распоряжении администрации города отсутствовал заключенный надлежащим образом трудовой договор с председателем комитета Тарасовым. Он не подавал сведений о доходах и принадлежащем ему имуществе, отсутствовала информация о соблюдении требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Руководитель комитета не обращался за согласием муниципального собственника на списание имущества.
Одним словом, необходимость проверки была налицо, и в июле 2013 года было принято соответствующее решение. Однако, когда сотрудники администрации запросили от руководства комитета сведения о его деятельности и о доходах сотрудников, они не были предоставлены. Ссылаясь на юридическую самостоятельность, А.В. Тарасов отказался предоставлять комиссии какие-либо документы и сведения о деятельности муниципального учреждения. Администрация города была вынуждена обратиться за помощью к правоохранительным структурам: Прокуратуре города Йошкар-Олы, ОЭБ и ПК УМВД России по г. Йошкар-Оле, Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Марий Эл. Они провели оперативно-розыскные мероприятия по изъятию документации.
- Была изъята только документация?
- Вы же понимаете, специфика работы этого учреждения предполагает, что в его базе данных имеются сведения обо всех жителях города. Уничтожение, искажение информационной базы данных или неправомерные действия могли парализовать процесс начисления и оплаты коммунальных услуг. Были опасения, что руководство комитета скроет бухгалтерскую документацию. Одним словом, изъятие не только документов, но и компьютерной техники было вынужденной, но обязательной мерой.
17 октября мэр освободил А.В. Тарасова от должности председателя комитета по расчетам и платежам. Накануне председатель комитета ушел на больничный и, по-видимому, забрал печать и ряд документов, в том числе и свою трудовую книжку.
- На сегодняшний день получено какое-либо подтверждение вашим опасениям?
- Пока проанализировано всего лишь около 3% документации, и уже выявлены явные факты злоупотребления, стоит серьезный вопрос об обоснованности и законности расходования средств руководителем комитета. В ближайшее время будет проведена инвентаризация имущества комитета по расчетам и платежам. Но уже сейчас известно, что сотрудники комитета делали своему руководителю ценные подарки, на сотни тысяч рублей – такие, как дорогая бытовая техника и элитная посуда, что он начислял и выплачивал сам себе премии и денежное содержание - за девять месяцев их размер составил около 1 млн. 750 тыс. рублей, т.е. 194 тыс. руб. в месяц. При том, что его зарплата составляла около 48 тысяч рублей.
После окончания проверки ее результаты будут обязательно обнародованы. В случае выявления фактов нарушения законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности, в том числе, при наличии на то оснований, - к уголовной. Причиненный ущерб будет возмещаться за их счет и в полном объеме. После полного анализа деятельности комитета следует внести изменения в его организационно-правовую структуру, для того чтобы его деятельность стала прозрачной для населения и подотчетной администрации. Тогда каждый горожанин, получающий квитанцию, будет понимать, из чего складывается начисление его коммунальных платежей и куда они в последующем расходуются. Сейчас начисление платежей взято под контроль администрации города. Их расходование будет производиться строго по целевому назначению.
- Начало этим событиям было положено каким-то личностным конфликтом?
- Конфликта не было. Было желание администрации города провести анализ деятельности комитета по расчетам и платежам, поскольку достоверность предоставляемых руководителем данных мы проверить не могли. Любое учреждение, особенно входящее в структуру горадминистрации, должно работать по утвержденной смете. Если скрывать от администрации расходы и доходы, бывает, что люди сами себе назначают и выплачивают заработную плату, премии, делают друг другу ценные подарки, приобретают даже квартиры, в которых и проживают! И вся перечисленная радость - за счет бюджета. Ну это же просто рай на земле в отдельно взятом комитете.
Сначала контролем занималась рабочая группа комитета по имуществу. Она была впоследствии расширена, подключились аналитики, работники правового управления, чтобы дать всестороннюю оценку деятельности. Мы получили от комитета отказ в предоставлении любой информации. Это факт, вообще говоря, вопиющий, ведь подразделение действует от лица администрации города. Так что проверка идет, выясняются и взаимоотношения комитета с разными коммерческими структурами.
- Будет ли комитет по расчетам и платежам реорганизован?
- Я думаю, преобразования комитета в любом случае будут, но основная функция не изменится. Решение, принятое в 1998 году по наведению порядка в платежах в коммунальной сфере, было правильное. Надо отдать должное самому трудовому коллективу комитета, кропотливой работе по начислению, сбору платежей. Злоупотребления были со стороны отдельных лиц, и есть факты, что злоупотребили они много.
Мы в последние годы полностью поменяли взаимоотношения с муниципальными предприятиями, перешли на контрактную основу с руководителями предприятий. Причем контракт заключается только на один год. Премирование их осуществляется ежемесячно, и решение о премировании или депремировании принимается исходя из анализа деятельности. Я считаю, что это демократично, каждый должен заработать свою зарплату. Многие руководители этого долгое время не понимали. Но в конце концов все эти начисления будут возвращены обратно в бюджет или на предприятия.