– В переводе с латинского это слово означает: вынести, выдержать, вытерпеть, - рассказывает Алексей. - Гонщикам приходится преодолевать различные препятствия. Нагромождение бревен, крутые спуски и почти отвесные подъемы, пески, узкие мостки через ручьи, каменные валуны – маршрут прокладывается так, чтобы его прохождение стало испытанием и для техники, и для спортсмена. Необходимо вынести два дня гонок с препятствиями и сохранить мотоцикл. Во время соревнований разрешено проводить только экспресс-ремонт в течение 10-15 минут.
В эндуро надо трижды проехать большой круг – 50 км, преодолевая так называемые спецучастки. При прохождении круга требуется уложиться в отведенное время (за опоздание получаешь штрафные очки), а спецучастки пройти максимально быстро. Штрафные очки начисляются за каждую секунду нахождения на спецучастке. Побеждает тот, кто наберет меньше штрафов.
– Что представляет собой трасса на соревнованиях?
– На трассе встречаются участки практически гладкие, с трамплинами, поворотами, и бездорожье – препятствия в виде горок, спусков, болотец, бродов. Самый эффектный спецучасток, выстроенный в городских условиях и доступный для зрителей и болельщиков, – это «экстрим». Его сооружают из бревен, колес, морских контейнеров, через которые прыгают спортсмены на мотоцикле. Все это - для зрелищности и усложнения гонок, чтобы человек мог показать, на что он способен.
– Каким требованиям должен соответствовать мотоцикл, нужна ли спецэкипировка?
– Мотоцикл очень похож на кроссовый. Кто не разбирается, заметит отличие лишь в наличии фары. Требований много, начиная с громкости глушителя и заканчивая высотой протектора на покрышках, чтобы не портить почву. Последние два года я участвовал в соревнованиях на GasGas Es250 – это двухтактный 250-кубовый мотоцикл производства Испании. Очень важна спецэкипировка: шлем, наколенники, мотоботы – я без них на мотоцикл не сажусь.
– Судя по условиям, в которых проходят гонки, эндуро, наверное, очень травмоопасен?
– Мотоспорт вообще опасен, притом что эндуро, возможно, самый безопасный вид – здесь не развивают больших скоростей. Мало кому из новичков удается просто доехать до конца: либо не хватает сил (три круга – это шесть часов на трассе), либо не выдерживает техника. Недаром говорят, что в эндуро сам факт достижения финиша – уже победа. Очень тяжело выдержать гонки и очень сложно выбрать правильную тактику, распределить силы – за этим следит тренер. Роль тренера в соревнованиях, возможно, даже важнее, чем спортсмена.
Тренер решает все, начиная с того, какую резину ставить, и заканчивая тем, сколько пар перчаток брать. Он практически идет по трассе за нас, следит за временем на каждом участке, подсказывает оптимальную тактику прохода трассы. Говорит, например: «Леша, ты на первом спецучастке проиграл три секунды, на втором секунду. На этом круге тебе надо прибавить – вот тот поворот лучше идти по большому радиусу».
– Когда ты стал заниматься эндуро и кто твой тренер?
– В эндуро я совсем недавно, третий год. До этого все детство занимался триалом (вид спорта по преодолению препятствий на мотоцикле), наверное, поэтому и побеждаю сейчас в эндуро. Мотокросс ездят все, это не так сложно, а триала в России практически нет.
Как и других йошкар-олинских спортсменов, тренирует меня мой отец, Вадим Николаевич. Он сам с детства занимался экстремальными видами спорта – картингом, снегоходами, мотоциклами. А потом решил и меня приобщить: на шестой день рождения подарил картинг, а в девять – мотоцикл.
– Кто еще разделяет твое увлечение в Йошкар-Оле? Как смотритесь на российском уровне?
– В Йошкар-Оле эндуро занимаются около тридцати человек. Тренируемся либо на российских сборах, либо в Европе. На уровне России смотримся очень хорошо: результат – три первых места из трех – говорит сам за себя, то есть по факту мы лучшие. Наши победы – во многом заслуга нашего тренера, которого также высоко оценивают на российском уровне.
Для тренировок нам выделили большую поляну в Сосновой роще с парой овражков. Мы назвали ее эндуро-стадион. Тракторами делаем для себя трассу, завозим бревна. Обычно устраиваем как минимум три тренировки по три часа в неделю: одну кроссовую, одну – триал и общую, для закрепления. Этого мне достаточно, чтобы все успеть. Меньше не получается.
– Чем нравится этот вид спорта? Что нужно для того, чтобы добиться успеха?
– Я люблю все технические виды спорта – мотоциклы, машины, самолеты. Очень люблю ездить на одноколесном велосипеде, даже участвовал в чемпионате России. Существует очень много видов мотоспорта, а эндуро соединил в себе их все. Тот, кому нравится мотоцикл и кто хочет попробовать все, попадает в эндуро!
А для успеха нужны тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Также важна хорошая физподготовка и еще такое качество, как упертость. Надо быть максимально упертым, до конца. Бывает такое, что ехать дальше нет уже ни сил, ни желания. Когда я в прошлом году участвовал в одном из этапов чемпионате мира в турецком Кемере, то, не поверите, уснул под деревом прямо посреди трассы. Это было на третий день восьмичасовой гонки, под палящим солнцем. Жарко, дышать нечем, в мотоцикле тосол вскипел, и при этом надо взобраться на крутую гору. Вот посередине ее я просто не выдержал – оставил мотоцикл и пошел спать. Когда в меня уперся следующий гонщик, он меня и разбудил.
– Расскажи подробнее об этих соревнованиях.
– RedBull SeaToSky – этап чемпионата мира по хард-эндуро, проходящий в Турции. Приставка хард (жесткий) говорит сама за себя: было очень сложно, мышцы сводило еще месяц после гонок, нагрузки, как у космонавтов! Соревнования организованы на высоком уровне, зрителей тысячи, даже в горах. Впечатлений очень много: знакомство с чемпионами мира, даже просто ощутить атмосферу – реально круто! Российские гонщики, конечно, еще не готовы побеждать в соревнованиях такого уровня. Цель моей поездки – попробовать себя, получить новый опыт. Несмотря на то, что я был новичком этих гонок, мне удалось выполнить категорию «бронза», совсем немного не дотянул до «серебра».
Кстати, я мог и не попасть на RedBull SeaToSky: возраст участников там от 18 лет, а мне было 17. Но мы смогли договориться с организаторами, и я стал, наверное, самым молодым пилотом гонок.
– Почему при поступлении в вуз ты выбрал специальность «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»?
– Есть мотоцикл с таким же названием КТМ – австрийской фирмы, которая делает мотоциклы для эндуро. На самом деле, я здесь и хотел учиться. Надеюсь, что эта специальность поможет мне лучше разбираться в машинах, научиться считать, чертить. Техническое образование я считаю самым важным. Все остальное всегда успею узнать, а вот если в двигателе сам разбираться не научусь, никто объяснить не сумеет.
– Удается ли совмещать спорт и учебу?
– Надеюсь, что удастся. Гонки у нас проходят два раза осенью – в сентябре и в ноябре, и два раза весной. Всю зиму можно сосредоточиться на учебе, буду стараться!
– Желаю такой же настойчивости и упертости и в учебе, успешно сдать первую сессию!
– Хотелось бы на все пятерки! Надеюсь, газета мне в этом поможет!
Значимые соревнования, достижения Алексея Агафонова:
Чемпионат Прибалтики по триалу – третье место
Двухкратный чемпион России по эндуро (2015, 2016 гг.)
Кубок России по эндуро-кроссу «Буйные есть»
Кубок Карелии «Шустрая белка»
Чемпионат мира по хард-эндуро RedBull SeaToSky – бронзовая медаль