Боль чернобыльского излучения

В этом году - 30 лет взрыву на ЧАЭС

Взрыв реактора, разрушив окружавшие его стены, выпустил поток очень сильной радиации. Ее обуздание в кратчайший срок стало основной задачей тех, кто ценой здоровья, а зачастую и жизни устранял последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня этих людей называют «чернобыльцами» и «ликвидаторами».

В этом году - 30 лет взрыву на ЧАЭС
У камня Памяти в Козьмодемьянске. Фото предоставлено Союзом чернобыльцев Горномарийского района

Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» приравнял их к участникам Великой Отечественной войны. По официальным данным в промежутке 1986-1992 годов по всей России таковых насчитывалось 600 000. И еще более миллиона человек было задействовано в работах в тридцатикилометровой зоне.

Из более чем полутора миллионов ликвидаторов тысячу составляли мариэльцы. По данным минсоцзащиты на 12 апреля 2016 года, живы примерно 530 из них. Далеко не все бывшие ликвидаторы готовы вспоминать сегодня испытания, что им пришлось тогда пережить. Одним слишком больно бередить память. Другие обижены на государство. Третьи боятся последствий своей откровенности. С огромным трудом и лишь волей случая мне удалось познакомиться с группой бывших ликвидаторов из Горномарийского района. Изначально там числилось 52 ликвидатора. Сегодня их осталось 23. Почти все они инвалиды 1-ой и 2-ой групп.

Одним из самых важных направлений работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС стала дезактивация зараженной территории. Для этого использовалась различная строительно-дорожная техника. В официальной литературе пишут, что «место водителя защищалось свинцом, а воздух поступал в кабину через фильтры». Но Владимир Ершов вспоминает об условиях работы так: «Мой бульдозер никак не был экранирован. И защитной одежды не было. Едешь и чувствуешь, как по тебе будто блохи бегают. Это шло радиоактивное облучение».

Тот же закон предоставлял бывшим ликвидаторам льготы по оплате лекарств и коммунальных услуг. И вначале они действительно получали счета с 50% скидкой. Но федеральный закон 2004 года о замене льгот денежной компенсацией, так называемая «монетизация», отменил эти льготы. Теперь людям приходится вначале выполнять платежи в полном объеме и лишь потом ждать компенсацию.

Примерно в 1988 году в горномарийской районной больнице появился врач по работе с бывшими ликвидаторами. Он прошел специальное обучение и обслуживал исключительно ликвидаторов, что позволяло им попадать к нему без очереди и иметь на приеме столько времени, сколько нужно, чтобы обсудить все проблемы. Пятнадцать лет назад ставку врача отменили, а его пациентов перераспределили по обычным участковым терапевтам. Возможно, именно из-за этого в лечении бывших чернобыльцев встречаются какие-то странные исключения.

Николай Михайлович Малёжин был призван государством в апреле 1989 года и четыре месяца проработал на дезактивации территории непосредственно у самой Чернобыльской АЭС. Он рассказал, как несколько лет назад, диагностировав рак, козьмодемьянские медики отправили его домой дожидаться очередного приема у врача, который должен был состояться лишь через несколько месяцев. Жизнь Николая Михайловича спасли чувашские хирурги. Не задав Малёжину ни одного вопроса, они сразу определили, что перед ними бывший ликвидатор. Возможны два вывода. Либо существуют какие-то списки, в которых учтены все бывшие чернобыльцы, либо по течению болезни опытный врач сразу же может определить ее происхождение. У Малёжина, к слову, до сих пор нет инвалидности.

Геннадий Вадимович Кудряшов был призван в 1987 году. Отработал более трех месяцев в 30-километровой зоне. В 1998 году, установив инвалидность, ему назначили пенсию. При этом в его инвалидной справке значилось: «…увечья получены при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС». Удивительно, но при таком диагнозе пенсия была назначена лишь сроком на один год. Через четыре года очередное обследование на инвалидность установило причиной лишь «общее заболевание». И таких судеб много!

Чернобыль не оставляет бывших ликвидаторов и после смерти. Существует специальный список присущих им заболеваний. Раньше в этом списке значились сердечно-сосудистые заболевания, заболевания печени, почек, поджелудочной железы и ряд других. Сегодня же в нем остались только онкологические заболевания. Без вскрытия тела и соответствующих выводов специальной экспертизы о причинах смерти бывшего ликвидатора ему может быть посмертно отказано в праве таковым считаться. А без этого признания семье бывшего ликвидатора будет отказано в получении компенсации. И такие семьи в Горномарийском районе есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру