«Бутякову» исполнилось 155

Звениговский завод отметил юбилей

30 декабря 2015 в 10:16, просмотров: 3715

В 1860 году мощные леса и удобный для зимовки судов затон на одном из участков Волги привлекли внимание группы костромских промышленников. Они основали здесь судоремонтный завод. Со временем он превратился в судоремонтно-судостроительный, а в глухих до того местах вырос город Звенигово.

«Бутякову» исполнилось 155
Фото предоставлено администрацией завода

Первые пароходы остались здесь зимовать еще в 1830 году. Для их охраны пришлось приглашать людей с другого берега Волги – из чувашской деревни Чекуры. Таким образом, первыми жителями будущего города Звенигово стали чуваши. И это первое, что связывает Чувашию и Звениговский судоремонтно-судостроительный. Лишь через тридцать лет - в 1860-м на берегах затона появился судоремонтный завод общества «Дружина». Первым же промышленным изделием завода стал паровой котел. Это был едва ли не первый в Российской империи свой паровой котел. До этого времени использовались исключительно импортные. Видимо, об импортозамещении думали уже тогда! В 1918 году по инициативе нескольких комсомольцев завод переименовали в «Красный волгарь».

Для решения кадровых нужд предприятия в октябре 1930 года в Звенигово было введено в строй ремесленное училище № 7 (РУ-7). Среди его выпускников 1935 года был уроженец деревни Нижнее Анчиково Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне - Козловский район Чувашии) Сергей Бутяков. Он проработал на заводе вплоть до призыва в армию в 1937 году. Его направили в танковую школу, а по ее окончании Бутяков был назначен командиром боевой машины. Во время советско-финской войны возглавляемый им экипаж в составе танкового батальона участвовал в прорыве линии Маннергейма, где 11 февраля 1940 года совершил подвиг. Танк в числе первых ворвался на стратегически важную высоту. После ранения механика-водителя Бутяков, заменив его, продолжил атаку. Танк был подбит. Экипаж, невзирая на ранения, продолжал отстреливаться из пушки и пулемета и погиб при следующем попадании вражеского снаряда. Указом Президиума Верховного Совета СССР «...за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» младшему лейтенанту Бутякову С.Н. - первому из чувашей - было присвоено звание «Герой Советского Союза» посмертно. В сентябре того же 1940 года, удовлетворяя просьбу трудового коллектива завода, откуда Сергей ушел в армию, Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал звениговский судоремонтный завод «Красный Волгарь» в «Завод имени героя Советского Союза С.Н. Бутякова».

Сергей Бутяков - лишь один из множества чувашских ребят, начавших трудовой путь в Звениговском речном техникуме. Из других наиболее известных имен назовем уроженца деревни Тузи Мариинско-Посадского района лауреата Государственной премии капитана «ОТ-2055» Николая Ильича Вечеркина. И это вторая ниточка, связывающая два берега Волги.

В годы Великой Отечественной войны завод по личной просьбе верховного главнокомандующего выпускал бронированные аэросани, а также переделывал обычные, наполовину деревянные баржи в хоть сколько-нибудь бронированные суда. Потом эти баржи по Волге перебрасывались к Сталинграду. Туда они везли солдат, снаряжение, технику, а обратно эвакуировали гражданское население. Выполняя эти огненные рейсы, несколько барж затонули.

В лучшие годы в структуре предприятия действовали деревоотделочный цех и тепличное хозяйство. Площадь перед заводом всегда была полна цветов. На балансе находились несколько жилых домов, три детских сада, специализированная больница «Водник». В советские годы на заводе выпускались модели 8130 (баржа-площадка), 81120, 81123 (плавучая гостиница «Волжанка»), Р45Б (буксир-толкач «Волгарь»). Всего за годы активной деятельности на заводе было построено более 350 судов. В девяностые начали выпускать частные прогулочные катера (модель 45.40 «Урга»).

В июле уходящего 2015 года завод возглавила опытная команда во главе с Сергеем Константиновичем Черниловским. Ему 41 год. Он уроженец Казани, выпускник Казанского авиационного завода и на флоте уже далеко не первый день. Поэтому и с проблемами отрасли знаком не понаслышке.

За прошедшие пять месяцев командой Черниловского восстановлено и запущено литейное производство, начата модернизация сварочного оборудования и станочного парка, запущена программа энергосбережения и перевода завода на газовое отопление. Отреставрировано здание диспетчерской, откуда ведется контроль как за спуском новых судов на воду, так и за подъемом судов в док на ремонт. Кстати, за эти же пять месяцев спущены на воду несколько частных коммерческих яхт. Кроме того, в тесном сотрудничестве с республиканским министерством культуры готовится реставрация двух расположенных на территории завода объектов культурного наследия республики - здания охраны зимующих судов (так называемой «караванной службы») и здания отдела главного механика. Предполагается, что после завершения реставрации здания «караванной службы» туда въедет музей завода, которому, в свою очередь, предполагается придать статус республиканского значения. Нужно также восстановить тепличное хозяйство.

Сегодня производственные связи завода с Республикой Чувашия только крепнут. Так, одним из стратегических партнеров завода является чебоксарский речной порт, а несколько чувашских фирм поставляют на завод материалы для ремонта судов и судостроения.



    Партнеры