Под прицелом - автохамы

У нарушителей правил дорожного движения стало больше проблем

Вконтакте становится все популярнее группа «АвтоХам» (vk.com/avtoham12). Здесь выкладываются фото и видео нарушений правил дорожного движения в Йошкар-Оле. Администратор этой группы, известный как Aleh Lawn, согласился поговорить с нами, но лишь на условиях анонимности: из-за своей деятельности он не раз получал угрозы и обещания расправы. 

У нарушителей правил дорожного движения стало больше проблем
Фото vk.com/avtoham12

- Почему группа появилась только сейчас? Разве раньше нарушений ПДД на улицах нашей столицы не было?

- Конечно, проблема не нова, просто раньше не находилось людей, готовых с ней бороться. Группа была создана в конце мая этого года по инициативе активных граждан и по согласованию с начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Михаилом Камаевым. На это нас подвигло желание что-то сделать для борьбы с автохамами, объединить единомышленников и найти общий язык с ГИБДД.

- У «Автохама» есть аналоги в других регионах?

- Может быть, и есть, но я о них не слышал. Хочу отметить, что наша группа не является частью всероссийского движения «СтопХам». Лично я не разделяю некоторые методы этого движения. Я против расклейки наклеек и против «покатушек» на капотах авто!

- Сколько человек сейчас с вами?

- В группе уже 539 участников. Кто-то реально помогает, кто-то просто мониторит ситуацию. Люди присоединяются в первую очередь потому, что им надоело хамское поведение определенной категории жителей нашего города. В социальной сети они могут опубликовать факты правонарушений и знать, что нарушитель понесет наказание. Возможно, мы распространим проект на всю республику, если найдутся готовые сотрудничать активисты в районах. Специально раскруткой группы никто не занимается. Работает принцип сарафанного радио. Понятно же, что только конкретный результат может привлечь людей к проекту! Финансирование нам не нужно, наклейки мы на машины не клеим. А камера на телефоне сейчас есть практически у каждого.

- Какой материал можно предложить к размещению в группе?

- Фото или видео правонарушения, совершенного владельцем транспортного средства, с указанием даты, времени и места. К сожалению, как правило, на мотоциклах и мопедах отсутствуют номерные знаки и без подсказки личность владельца установить трудно, поэтому чаще всего на видео и фотографиях - автомобили. Судя по присылаемому материалу, больше всего людей раздражает парковка и езда по тротуарам и детским площадкам, а также опасное вождение и вождение в пьяном виде. Люди присылают записи, потому что хотят высказать свое возмущение или привлечь нарушителя к ответственности, а значит, хотя бы чуть-чуть изменить сложившуюся ситуацию. Думаю, ни одним человеком, который выкладывает фото и видео нарушений в нашей группе, не движет зависть к владельцам дорогих автомобилей. Кстати, есть стереотип, будто человек на дорогом автомобиле считает, что ему все можно. Это не так. Правила в равной степени нарушают владельцы и дорогих авто, и бюджетных. Просто дорогие машины больше бросаются в глаза.

- В группе каждый день появляется множество новых сообщений. А какова обычная реакция читателей и других участников на сообщения о нарушениях правил дорожного движения?

- Реакция самая разная. Кто-то пишет гневные комментарии, что администраторам заняться нечем и они хотят просто попиариться. Кто-то нас поддерживает. Я стараюсь дать людям возможность пообщаться самостоятельно, не встреваю в каждый диалог. Были и неоднократные угрозы в комментариях: «Руки поломаю, если увижу» и более грубые. Мы пытаемся объяснить, что рукоприкладство – не выход. А выход – взаимное уважение людей, уважение закона. Также не стоит забывать, что страницу мониторят сотрудники полиции.

- Но каким именно образом ваша деятельность способна наставить недобросовестных водителей на путь истинный?

- Правонарушения совершаются потому, что большая их часть остается безнаказанной! Безнаказанность в свою очередь ведет к более тяжким правонарушениям. Если потенциальные нарушители будут знать, что зафиксировать их действия и поспособствовать привлечению к ответственности могут не только сотрудники полиции, то они задумаются, стоит ли идти против закона. Согласитесь: повсеместное распространение средств фото и видеозаписи, видеосервисов в интернете, социальных сетей значительно усложнило жизнь нарушителям! Так, многие мои знакомые, узнав о существовании «АвтоХама», стали ездить аккуратнее. Им не хочется засветиться в сети.

- А вы не пробовали лично общаться с нарушителями? Попросить их переставить авто, например? Зачем выносить скандал на публику?

- Во-первых, воспитанием должны были заниматься родители, но никак не случайные прохожие. И в автошколе им не раз объясняли, как ездить и парковаться можно, а как нельзя. Во-вторых, неужели человек должен стоять и дожидаться нарушителя, чтобы сказать, что тот неправ? Ведь в лучшем случае такой энтузиаст будет послан далеко и надолго. А дальше что? Драться? Проще зафиксировать нарушение и пойти дальше по своим делам. Хаму наплевать на других, зачем же людям тратить время и нервы на его перевоспитание?

Я сам неоднократно просил водителей переставить авто. Кто-то переставляет, кто-то – нет. Некоторые сами подходили и просили удалить фото, когда они уберут автомобиль. В таком случае я всегда иду навстречу. Зачем создавать конфликт, если человек осознал свою вину и готов исправиться?

- С вашей точки зрения, массовое доносительство на потенциальных нарушителей закона должно стать общественной нормой?

- «Доносительство» – это совсем другое! В нашем же случае правильно говорить «сообщение о совершенном правонарушении». Почему-то некоторые люди считают нормальным ездить и парковаться, наплевав на других, а когда их привлекают за такое поведение к ответственности, сразу кричат о доносах. Как сказал классик, разруха не в клозетах, а в головах.

- Каким образом вы установили контакт и взаимодействуете с Управлением ГИБДД МВД по Республике Марий Эл?

- К сожалению, силами одной лишь полиции сложно что-либо изменить. Полицейские не могут находиться везде и всегда, поэтому они все чаще призывают общественность к оказанию помощи в выявлении правонарушений. Взаимодействие было организовано по поручению министра внутренних дел Республики Марий Эл Виктора Косарева, на встрече с которым была озвучена проблема с парковками в нашем городе, и под контролем начальника Управления ГИБДД МВД по РМЭ Михаила Камаева. С ним мы обсудили детали взаимодействия с общественностью. Непосредственно работа ведется через отдел пропаганды ГИБДД в рамках мониторинга СМИ, так называемый «Глаз Народа».

На сегодняшний день по результатам наших материалов десять человек привлечены к административной ответственности. Сколько материалов находится на рассмотрении, я затрудняюсь сказать. Только в одном случае ГИББД не подтвердила зафиксированное в группе нарушение.

- А сами автовладельцы не воспринимают ли себя как корпорацию, по своей природе враждебную полиции?

- Мне сложно судить, как себя воспринимают другие автовладельцы по отношению к полиции. Лично у меня раньше было большое недоверие к правоохранительным органам. Сейчас же я чувствую себя более спокойно, более защищенным, чем пять лет назад. Взаимодействие нашей группы с УГИБДД МВД по РМЭ очередной раз свидетельствует о большей эффективности деятельности полиции и о доверии к ней граждан.

- Ваша группа – частный случай или же пример все более активного участия гражданского общества в делах государства?

- Скорее все же второе. В последнее время в стране появилось множество различных движений, пусть даже они не известны в масштабах всей страны. Например, я видел Вконтакте группу, участники которой предлагают убраться в том или ином дворе, если к ним присоединятся жильцы этого дома. И таких примеров много.

- Вы как-либо еще пропагандируете безопасность дорожного движения, помимо группы в интернете?

- «АвтоХам» - это одно из направлений нашей деятельности. Также активно развивается движение «Дорога для трезвых». Его задача - искоренить в республике пьянство за рулем. Мы проводим беседы с водителями, рассказываем о последствиях пьянства за рулем, просим их сообщать о пьяных водителях в ГИБДД. Еще активисты нашего движения на регулярной основе дежурят у развлекательно-питейных заведений и, если видят нетрезвого водителя, передают ориентировку в ГИБДД. По выходным они вместе с инспекторами ДПС следят за законностью действий и инспекторов, и водителей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру