Где дороги, Плотников?

Будут ли в этом году отремонтированы все основные магистрали города?

Дороги! Неисчерпаемая тема, актуальная и для автомобилистов, и для пешеходов. Каждое лето их ремонтируют. Раньше чаще всего – просто латали, заливая асфальтом ямы. В последнее время в Йошкар-Оле дороги начали и ремонтировать капитально, и строить по современным стандартам, так, чтоб хватило надолго. 

Будут ли в этом году отремонтированы все основные магистрали города?
Фото Натальи Бажиной

Цена вопроса

В этом году работы начались непривычно рано, еще зимой. 14 февраля МУП «Город» провело срочный ремонт дорожного покрытия Вараксинского моста, а 28 февраля – Центрального. «Срочный» означает ликвидацию ям. Их залили литой смесью – асфальтобетоном, который не требует уплотнения после укладки. В отличие от обычных асфальтобетонных литая смесь благодаря своим особенностям и специфике средств доставки и укладки позволяет вести ремонт дорог при температуре воздуха до -10 градусов. Впрочем, надо признать, что «срочного» ремонта хватило ненадолго: через несколько месяцев автомобили снова виляли по разбитому асфальту. Директор МУП «Город» Владимир Дождиков объясняет: «Ямочный ремонт не решает проблему радикально. На старом асфальте ямы скоро появляются вокруг заплат». Однако все же на время эта острая проблема была снята.

А радикальное решение дорожного вопроса в нашем городе, как считают специалисты, - это даже не капитальный ремонт, а строительство на месте старых автотрасс новых, с нуля, по современным стандартам и технологиям. Таких, как Воскресенский проспект, с армированным бетонным основанием и несколькими слоями асфальта.

Мэр Йошкар-Олы Павел Плотников, к личности которого сегодня сводятся все вопросы и упреки касаемо дорог, говорит:

- Средний срок службы хорошей дороги по российским стандартам – десять лет. После, в зависимости от степени износа, требуется либо капитально ремонтировать, либо строить заново. Дорогам нашего города больше тридцати лет, и все это время о капитальном ремонте речи не было. Оправдание железобетонное – нет денег. И я не припомню, чтоб горожан это сильно возмущало. Только в последние годы мы всерьез принялись за ремонтные работы, вот тогда-то йошкаролинцы и обнаружили, до чего ж плохие в городе дороги! Да, имеющиеся автомагистрали надо полностью заменять. Асфальтовое покрытие предельно износилось, известковый щебень давно растворился. Да еще коммуникации проходят под трассами. При авариях сотрудники соответствующих служб вскрывают асфальт, потом снова закатывают, нередко не соблюдая технологию. В результате вдобавок к имеющимся ямам дорога еще и проседает.

Сколько нужно денег, чтобы, как требуется в идеале, построить все автомагистрали марийской столицы заново? Плотников на наших глазах накидывает самую приблизительную смету. Километр с небольшим Воскресенского проспекта – построенного с нуля по всем стандартам! – стоил 150 с лишним миллионов рублей (заметим, это было несколько лет назад, при других ценах). Но четыре полосы на многих улицах не нужны, хватит двух. 150 млн. разделить на два и умножить на 244 километра городских дорог… Итого: более 18 миллиардов рублей. И это только строительство, а потом еще будет постоянное обслуживание, при повсеместно проведенной ливневой канализации и проложенных тротуарах…

Но это – идеальный вариант. Если же вернуться в нашу реальность, то городу для пристойного транспортного существования достаточно будет, по словам Плотникова, шести миллиардов рублей. Эта сумма позволит привести магистрали в порядок и поддерживать его. Однако сегодня и она тоже заоблачная. Поэтому строительство новых магистралей и всеобщий капитальный ремонт при всей остроте проблемы, при всей необходимости остаются для Йошкар-Олы за пределом возможностей. Таких средств у города нет и не появится даже с постоянной помощью республики или Федерации.

А что есть?

В этом году впервые за всю историю столицы Марий Эл на ремонт дорог обозначилась сумма в 350 миллионов рублей. Тоже фантастическая, в прежние времена о такой можно было только мечтать. Но и эти средства не заложены в городском бюджете. Там, в бюджете, согласно законодательству, на ремонт и содержание дорог предусматривается лишь 40 млн. руб. в год.

- На ремонт и содержание! – подчеркивает мэр. – То есть от ежедневного вывоза мусора с проезжих частей до строительства новых дорог! По закону администрация города должна провести торги, чтобы определить одно предприятие среди нескольких, желающих работать за эту сумму. Причем в документации на проведение тендера прописаны и стандарты, которые оно обязано соблюдать в работе. А за 40 миллионов не то что их соблюдать – вообще никто за это браться не хочет, потому что обоснованная цена содержания и ремонта составляет 350 миллионов. Что же нам делать? Мы тогда ищем способы оптимизировать расходы, свести необходимые работы к минимуму, но даже тогда нужная сумма превышает имеющуюся – 185 млн. руб. Мы направляем дополнительные доходы бюджета от продажи и аренды городского имущества и кое-как наскребем эти 185 млн. А желающих взяться за дело все равно нет! Потому что никаким предприятиям за эти деньги работать невыгодно: они ничего не заработают. Торги не состоялись раз, второй… А дороги в это время живут, их нужно содержать, сметать мусор, убирать снег… Кто же будет это делать, раз нет желающих?! Только МУП «Город». В этом году мы планируем (их еще нет!) получить 350 млн. от использования муниципального имущества, от продажи права аренды, освоения земельных участков и все эти средства вложить в дороги.

Тут мэр вспоминает популярную нынче фразу: «Мы платим налоги. Где дороги?» И замечает, что как раз те, кто налоги платит полностью, этого вопроса не задают, поскольку знают, на что идут эти деньги. Между тем в процессе исполнения бюджета поступление доходов сегодня составляет всего 82%. Бюджет формируется в первую очередь из налоговых поступлений; основной бюджетообразующий источник – налог на доходы физических лиц, и уже сегодня по цифрам ясно, что в надлежащем объеме город его не получит. Мэр объясняет еще доходчивее:

- Бюджет – это наш общий кошелек. Не мой, не городских чиновников – всего города. Чем меньше платится налогов, тем тоньше этот кошелек и тем меньше средств направляется на благоустройство. Немалая часть горожан получает зарплату в конверте, не уплачивая налоги. Это означает, что у города нет даже тех самых минимальных для дорог 40 миллионов рублей. Вот почему я вынужден постоянно искать другие источники дохода. Ведь делать дороги все равно надо!

Отметим, что помимо консолидированных 350 миллионов еще 70 в этом году выделяет правительство Марий Эл из республиканского бюджета на строительство бульвара Ураева. Он протянется параллельно улице Воинов-Интернационалистов от ул. Кирова до Воскресенского проспекта и будет такой же ширины, как последний. Стоимость строительства первой очереди бульвара – около 110 млн. руб.

Где идет ремонт?

На йошкар-олинских улицах работают три подрядчика: МУП «Город», ОАО «Медведевоагродорстрой» и ОАО «Марий Эл Дорстрой». Уже отремонтированы улицы К. Маркса, Вознесенская, Советская, Комсомольская. Идет ремонт Транспортной, Подольских Курсантов, Димитрова, Анциферова, Машиностроителей. По ул. Строителей и К. Либкнехта ведется капитальный ремонт дорожного полотна. В ближайшее время МУП «Город» начнет ремонт улицы Крылова. Также будет объявлен аукцион по строительству бульвара Ураева и расширения Ленинского проспекта на участке от ул. Вознесенской до ул. Комсомольской.

Таким образом, до 1 июля 80% улично-дорожной сети Йошкар-Олы должно быть приведено в нормативное состояние. Затем дойдут руки до других магистралей, в том числе улицы Кирова. Дорожники рассчитывают в этом году отремонтировать практически все улицы, которые в этом нуждаются. Отметим еще раз: речь не идет о капитальном ремонте, который затрагивает все составляющие дороги, позволяет укрепить грунт, устранить дефекты основания, привести в порядок систему водоотведения, починить покрытие. На капитальный ремонт всех автомагистралей (а очень многие из них этого требуют) у города нет средств.

Соблюдение стандартов контролируется МБУ «Центр организации дорожного движения «Сигнал» при помощи специально приобретенной городом дорожной лаборатории. Лаборатория используется не только на строительстве и ремонте дорог, но и при ремонте и асфальтировании дворов и придомовых территорий. Стратегия подрядных организаций положить вместо пяти сантиметров асфальта, скажем, три или три с половиной и получить на этом свою сверхприбыль сейчас уже не пройдет. Для руководителей такой организации это кончится уголовным делом.

- Помимо дорожной лаборатории «Сигнал» мы ведем и свой дополнительный контроль инертных материалов, параметров асфальтобетонной смеси, - говорит директор МУП «Город» Владимир Дождиков. – Наряду с текущим ремонтом прочищаем ливневую канализацию там, где она есть. Работаем и в частном секторе, где нет асфальтовых дорог: грейдируем, подсыпаем гравий, ровняем.

За частную инициативу

Говоря о дорогах, Павел Плотников оживляется и приводит свежий пример. Жители улицы Вавилова (в частном секторе, в районе ул. Водопроводной, между Осипенко и Машиностроителей), устав кататься по грунтовке в разных ее состояниях, сложились и заасфальтировали свою улицу. Показали мэру. Единственное, с чем попросили помочь, - с тротуарами.

- И тротуары мы им обязательно сделаем. На одних улицах живут в грязи и ругают власть, а жители других собираются, принимают решение и благоустраивают свою территорию. Я уверен, что жители улицы Вавилова теперь за своей дорогой будут следить, не допустят беспорядка. И таких примеров все больше и больше. Таким людям, инициативным, знающим чего хотят, в обустройстве дворов, в том числе, администрация города будет помогать в первую очередь.

Если уж речь зашла о частной инициативе, то надо сказать и о самом мэре Павле Плотникове. Долгие и долгие годы с дорогами ничего не делали. И даже не говорили об этом. Все казалось ясно: нет денег – нет дорог, о чем же говорить! И только три года назад он начал выступать на телевидении и в прессе, объяснять, что именно в городе плохо и почему. Может быть, поэтому у йошкаролинцев его имя так тесно ассоциируется с дорогами?

В прежние годы никто не брал на себя ответственность за городские автомагистрали. Потом пришел Плотников и взял. С тех пор чем больше и энергичней он делает, тем сильней его ругают. Появилась новая техника, новый асфальтовый завод, ремонты ведутся с февраля по ноябрь, а Плотников все равно виноват, что дороги плохие.

Но ему пока хватает выдержки говорить об этом с улыбкой и философски резюмировать: «Ну, приведем мы дороги в порядок, так появится новая беда: текущие крыши, коммуналка, да мало ли что еще. На самом деле, мы ведь все равно этим занимаемся. Однако всегда найдется повод для критики тех, кто несет ответственность. Это, в принципе, нормально. Но хотелось бы, чтоб критика была объективной и с пониманием сути дела. А работать все равно надо, и я буду это делать». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру