Два капитана

В ГИБДД Федор Роженцев служит десятый год

Поступил на службу после университетского истфила и нескольких лет работы в школе. Говорит, что этому во многом способствовал пример брата Алексея, который месяцем раньше поступил на службу во внутренние войска МВД. Только тот служит в Казани, а Федор здесь, в родной Йошкар-Оле. В остальном совпадений больше, чем различий. Оба трижды стали папами. И тот, и другой командуют взводом, любят путешествовать на мотоциклах. И наконец, оба – в звании капитанов, только погоны старшего брата капитанские звездочки украсили на несколько месяцев раньше. 

В ГИБДД Федор Роженцев служит десятый год

Дорога звала и манила

К автотехнике Федор проникся уважением и интересом лет с четырех, с тех пор, как отец, Сергей Николаевич Роженцев, проработавший около тридцати лет водителем, стал брать его с собой в рейс. Тогда он работал в Йошкар-Оле водителем автобуса – видавшего виды ЛИАЗа, день-деньской нарезавшего круги по второму маршруту. Федя осваивал его вместе с отцом, усевшись на кожаный, прогретый капот моторного отсека, занимавший добрую часть водительской кабины. Не бездельничал: объявлял в микрофон остановки. А дорога манила, звала… Потом, много лет спустя, у них с братом появились мопеды и мечта объехать на них всю страну. Этот замысел они осуществят позже. Сначала судьба привела Федора в городской батальон ДПС, где он начинал службу и постигал непростой, порой непредсказуемый нрав дороги.

Учиться и еще раз учиться

– Городской батальон – настоящая школа жизни для инспектора ДПС, – говорит Федор Роженцев. – Именно там я осваивал азы регулирования дорожного движения, оформления ДТП, нюансы и тонкости общения с гражданами, приемы управления автомобилем в экстремальных ситуациях. Позже полученные базовые навыки пригодились мне в отдельном батальоне ДПС ГИБДД МВД, кузницей кадров для которого было и остается городское подразделение.

С теплотой он вспоминает о тех, кто делился с ним опытом и знаниями на этом сложном стартовом этапе. Среди них Сергей Щеголев, который в 2005 году был командиром 2-й роты городского батальона ДПС, и Александр Чумейкин, который тогда занимал должность замкомроты, а в настоящее время является заместителем командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле. В наставники «новобранцу» определили Александра Радько, ныне командира роты ОБ ДПС МВД по Республике Марий Эл. Фактически ровесник Федора, он пришел в городской батальон ДПС на пять лет раньше и стал для новичка, с которым каждый день работал бок о бок, первым учителем в профессии. Звучит немного странно: ведь Роженцев сам преподавал в школе, причем шесть лет, и даже готовил школьную команду к республиканскому конкурсу юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо».

Адреналин в неразбавленном виде

С первыми шагами в профессии связано воспоминание о погоне за пьяным водителем, которая переросла в отчаянную потасовку. Это было обычное ночное дежурство, не предвещавшее экстрима. Хотя, если призадуматься, с этих слов мог бы начаться любой рассказ о задержании нарушителя, сопряженном для инспектора ДПС с неизбежным в таких случаях риском. Но жизнь предлагает свои повороты сюжета. Ночью в районе «кольца» на улице Либкнехта патрульный экипаж обогнала иномарка: виляя из стороны в сторону по свежему снегу, автомобиль на запредельной скорости рванул к одному из местных баров, который пользовался дурной славой у горожан.

– Включив проблесковый маячок, мы начали преследовать нарушителя, – вспоминает Федор. – Лихого водителя, который остановил автомобиль у входа в злачное заведение, мы успели остановить: от него исходил запах алкоголя. Тем временем его спутницы, спешно покинув машину, устремились в бар. Как выяснилось, за подмогой.

Через минуту на крыльцо высыпала толпа быковатых молодчиков – с цепями на шеях и недобрыми лицами, в выражении которых угадывалась угрюмая решимость «разобраться» с сотрудниками ДПС.

– Пока мы с Александром вызывали подкрепление, по звонку парней к бару подъехало несколько иномарок с «крутыми» номерами. Молодые люди, которые из них вышли, – в кожаных пиджаках и золоте – были настроены агрессивно. Мы пытались их остановить, предупредили о возможных последствиях. Однако те сразу перешли в наступление. Не остановил их и выстрел в воздух, который произвел из табельного оружия прибывший на помощь сотрудник ГИБДД. В каком-то смысле этот выстрел даже раззадорил парней. Мы с Александром Радько, наметанным взглядом выделив в толпе заводил, взяли их на себя: завязалась драка.

Один из молодчиков ударил ногой в лицо инспектора, который подъехал к месту происшествия и едва успел открыть дверцу автомобиля. Федор стал оттаскивать нападавшего от патрульной машины. В этот момент на него налетело несколько человек: сбили с ног, стали наносить удары. Очень вовремя и кстати оказался поблизости УАЗик с омоновцами, которые несли службу по охране общественного порядка. С их появлением возле бара ситуация в корне изменилась. Через некоторое время «быкующие» молодчики сожалели о содеянном и даже просили прощения у сотрудников ДПС…

В итоге пьяный водитель был препровожден в патрульную машину: разъяренная толпа так и не сумела отбить его у стражей порядка. Что же касается побывавших в этой переделке и сумевших до конца выполнить свой служебный долг инспекторов ДПС, то поутру им предстояло еще искать в снегу стреляную гильзу: отчетность в таких делах, как ни крути, штука важная.

Отбирали самых надежных

Сравнительно небольшой, но важный этап в служебной биографии Федора Сергеевича связан с работой в так называемой. В качестве прикомандированного сотрудника ГИБДД он выезжал вместе с представителями подразделения в отдаленные лесные районы, где устраивались засады на «черных» лесорубов. Были ситуации, когда они оставались морозной зимней ночью в лесу и до утра ждали появления нарушителя, промышлявшего незаконной рубкой леса. Приобщился Роженцев за время службы в этом подразделении и к аналитической работе: собирал информацию по «лесным» преступлениям и перспективе их раскрытия.

В 2010 году в составе Управления ГИБДД республиканского МВД создали отдельную группу «лесной милиции», перед которой была поставлена задача: выявлять нарушителей «невзирая на лица», в том числе среди представителей силовых ведомств. Для выполнения этой задачи отобрали со всей республики десяток самых надежных, прошедших строжайшие проверки сотрудников. Выбирали наиболее грамотных, дисциплинированных, принципиальных и, конечно же, неподкупных. Вошел в их число и Роженцев, успевший к тому времени хорошо себя зарекомендовать.

– Нас могли направить на рейдовое мероприятие в любую точку республики, – рассказывает Федор о работе в отдельной группе. – Место и время рейда не разглашались: вводная поступала непосредственно перед нашим выездом. А значит, мы могли оказаться в любом месте, в любое время. Работали, например, по неделе в Юринском и Горномарийском районах. Немало рейдов было и на территории Йошкар-Олы. Все это время я дежурил с одним и тем же напарником – Сергеем Турашовым, надежным человеком, на которого во всем можно положиться. Первое время люди, особенно при должностях и чинах, бурно реагировали на действия нашей группы, которую прозвали «черной сотней». Хотя нас было всего-то десять человек. Получается, один десятерых стоил? Доходило до того, что они созванивались прямо из салонов своих авто и передавали друг другу, где мы находимся. В итоге некоторые водители специально объезжали перекресток, на котором мы дежурили. До такой степени опасались встречи с нами.

В 2012 году эту группу, выполнившую свою задачу, объединили со взводом сопровождения – своего рода «спецподразделением» в составе ГИБДД, которому поручают сопровождение не только крупногабаритных грузов и воинских колонн, но и автобусов с детворой, которая отправляется в оздоровительные лагеря, на экскурсии или крупные мероприятия, а также руководителей республиканского и федерального уровня.

О тех, кто знает цену дружбе

– Сначала мне, как новичку в этом подразделении, доверяли в основном сопровождение крупной строительной и сельскохозяйственной техники, – поясняет Федор Сергеевич. – Постепенно спектр задач, а вместе с ней и зона ответственности расширялись. Начались поездки на Северный Кавказ, сопровождение сводных отрядов республиканского МВД, которые направляются в служебные командировки. В прошлом году выезжал за беженцами на границу с Луганской и Донецкой областями. Видел своими глазами палаточные лагеря, где в сорокаградусную жару дожидались помощи пожилые люди, женщины с детьми. Они рассказывали о постигшей их беде, плакали. Когда началась стрельба, многие из них бросали дома, вещи, уезжали кто в чем успел выбежать на улицу: в халатах, босиком. Когда люди бегут от войны – это всегда тяжело и страшно. Наша республика приняла многих из них, оказав людям реальную помощь.

Наступил момент, когда Федор Роженцев был назначен командиром этого спецвзвода. Впрочем, какую бы должность ни занимал этот человек, его принципы и отношение к служебному долгу останутся неизменными. Стойкий, надежный, крепкий, знающий цену истинной дружбе, он не пройдет мимо чужой беды. Шестилетний педагогический стаж и десять лет работы в ГИБДД – время, за которое он научился хорошо разбираться в людях и находить подход к каждому из них. Во многом способствовали этому и поездки по стране – на любимом «байке», вместе с братом, таким же мотолюбителем, как и Федор. Но это уже другая история …

Р.S. Пока верстался номер, поступила информация о награждении Федора Роженцева Почетной грамотой Правительства Республики Марий Эл и назначении на должность начальника ОГИБДД МО МВД России «Медведевский». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру