Виктор Косарев: «Ценю в людях порядочность»

Министр МВД по Республике Марий Эл дал первое интервью

Есть такое негласное офицерское правило – после назначения на руководящую должность с выступлением перед журналистами не спешить: сначала разобраться в ситуации, в людях. Сто дней для министра пролетели быстро – в поездках по республике, встречах с теми, кто стоит на защите законности и порядка, в детальном анализе их работы. 

Министр МВД по Республике Марий Эл дал первое интервью
Фото Ольги Плотниковой

Предстоит сделать многое. И многое изменить. На пороге этих перемен состоялся наш разговор о том, какими качествами должен обладать человек, посвятивший себя службе в органах правопорядка. О том, что позволяет выстоять и победить. Наконец, о том, что нераскрываемых преступлений не бывает.

– Виктор Анатольевич, как водится, первый вопрос – о малой Родине.

– Детство и юность, которые прошли в Киргизии, оставили в памяти яркий след. Добрые, чистые сердцем люди, изумительная по красоте природа. Тогда, вплоть до 90-х годов, никто не чувствовал себя чужим на этой земле. Прадед мой по материнской линии был терским казаком, дед – родом с Моздока. Предки по отцовской линии – из Омской губернии. Оба деда воевали, в том числе за «дорогу жизни», которой стало в блокадную зиму Ладожское Озеро для осажденного Ленинграда.

– Первые годы службы. Чем они запомнились?

– Помню, как мы с другом детства после Фрунзенской школы милиции пришли в уголовный розыск. Старшие коллеги дали нам понять, что это элита, хребет МВД. Поэтому требовали с нас жестко. Но и поддержку мы ощущали: нас учили тонкостям оперативной работы с самых азов. А работы было много: на территории ответственности Иссык-Кульского ГРОВД протяженностью 92 км находилось около сотни здравниц. Многие кражи, тяжкие преступления против личности совершались приезжими. Свой колорит вносило и обилие спортивных баз, где тренировались наши спортсмены: лыжники, биатлонисты, сборная по футболу.

– Познакомились с кем-то из выдающихся спортсменов?

– Да. У меня был футбольный мяч с автографами сборной СССР, которую тренировал Валерий Лобановский. На нем расписались Олег Блохин, Леонид Буряк, Давид Кипиани, вся та великая, мощная команда, которой гордилась страна. Однажды иду с работы и вижу, как мой пятилетний сын гоняет его на улице.

– Не стали его ругать?

– Нет. Доволен тем, что сын с детства увлекается спортом. Сейчас он – старший оперуполномоченный по особо важным делам подразделения по борьбе с организованной преступностью. Служит в Орловской области. Считаю, что занятия спортом помогли ему выработать самообладание, выдержку, физическую выносливость – качества, которые необходимы сотруднику уголовного розыска.

– Вы начинали работать оперативником в 80-е годы. Помните ситуацию, когда впервые удалось помочь людям?

– Тогда я был еще лейтенантом, оперуполномоченным по линии ПДН. Поступает заявление: малолетки воруют деньги из автоматов по продаже газировки. В поле зрения попала компания подростков. Один из них, 15-летний Борис, в этой ситуации стал дважды изгоем. Его приятель сообщил дворовой компании, что тот, якобы, является стукачом. При этом сам он в разговоре с оперативниками выставил Бориса виновным в краже денег. Присмотрелся к парню, чувствую, зря на него напраслину возвели. Стал разбираться, раскрутил цепочку, и вывела она в итоге на того, кто оклеветал паренька. Виновный был поставлен на учет в ПДН. А Борис… Видели бы вы глаза этого подростка. Ведь для него так важно было восстановить свою репутацию перед мальчишками…

– После переезда в Орловскую область, пройдя путь от старшего оперуполномоченного до начальника уголовного розыска, Вы приняли руководство Болховским РОВД. Это стало началом противостояния преступной группировке, державшей в страхе район. Что помогло одержать верх над местным криминалитетом?

– Сразу после Дня милиции, 11 ноября 1999 года, меня назначили начальником райотдела. А через два дня в Болхове началась стрельба – криминальные разборки между преступными группировками. В состав одной из них входили бывшие спортсмены, которые держали в страхе местных предпринимателей. Они обложили данью всех. На счету преступной группы были похищения людей, убийства, поджоги. Потерпевшие были запуганы и неохотно шли на контакт с милицией. Чтобы переломить ситуацию, потребовалась длительная, глубокая оперативная разработка.

– Как отнеслись к этому привыкшие к безнаказанности члены местной ОПГ?

– Всякое было: демонстрировали свою крутизну, звонили на домашний телефон, высказывали угрозы. Но мы упорно двигались вперед, продолжали собирать материалы. Для их последующей реализации требовалась поддержка областного УБОПа. Руководил им тогда Анатолий Иванович Якунин, ныне начальник Московского ГУВД, с которым меня давно связывают теплые дружеские отношения. В начале двухтысячных годов мы были начальниками соседних РОВД, и этот руководитель делал практически невозможное, словно в резерве у него – реактивный мотор. Вот и на этот раз он сделал все, чтобы помочь нам. Изучил собранные нами материалы, и вскоре в Болхов прибыла бригада убоповцев. Состоялись задержания, были проведены крупномасштабные обыски. Активные участники ОПГ надолго оказались в местах лишения свободы.

– Однажды Вы сказали: «Нераскрываемых преступлений не бывает!» Когда и как Вы пришли к этому убеждению?

– Первый раз я столкнулся с таким преступлением, когда был еще лейтенантом. В селе Ананьево был найден убитым местный спортсмен, физически крепкий, рослый мужчина. Кто мог напасть на такого исполина с ножом? Осмотр места происшествия занял весь день. Все, что нам удалось обнаружить, – это цепочка следов, которая тянулась от дома спортсмена к заболоченной низине. Была информация, что один местный житель – своенравный, жесткий человек – приревновал свою жену к лыжнику и мог устранить соперника. Но эта информация ничем не подкреплялась. Один из опытных сотрудников уголовного розыска поручил мне поработать с женой подозреваемого. Беседовал я с ней около пяти часов. Было видно, что женщина до смерти боится своего мужа-деспота, но мне удалось убедить ее рассказать правду. Оказалось, в ту ночь супруг заставил ее присутствовать при расправе. Смертельные раны он нанес спящему человеку, пробравшись в его дом. Совершив преступление, он вместе с женой прошел к болоту, где утопил нож и одежду. Женщина указала это место. Ее супруг не сознался в убийстве даже на суде. Но в итоге был признан виновным и осужден к длительному сроку лишения свободы.

– Когда впервые услышали о Республике Марий Эл?

– Был период, когда по телевидению часто показывали рекламный сюжет про космонавтов. Один из них, глядя в иллюминатор, говорил: «О, да это Йошкар-Ола!» В то время на космической станции как раз находился наш земляк. Мне стало неловко оттого, что я не знаю, где расположена эта самая Йошкар-Ола. Изучил карту, посмотрел. Если говорить о личных впечатлениях, республика понравилась. За первые месяцы объехал райцентры. Столицу Марий Эл практически всю прошел пешком – чтобы ориентироваться в расположении улиц, районов. Город растет, обустраивается, у него есть перспективы. Немало объектов возводится в районах республики – чувствуется хозяйская рука. Состоялся конструктивный диалог и с представителями силовых структур – УФСБ, прокуратуры, следственного комитета. Что важно, у нас есть понимание общих целей.

– На чем в ближайшее время будут сосредоточены усилия полиции в Марий Эл?

– Это борьба с организованной преступностью, коррупцией, телефонным мошенничеством, кражами всех видов, уличной, бытовой и рецидивной преступностью. И здесь мы рассчитываем на понимание со стороны граждан – чтобы они прислушивались к нашим советам, не забывали о предупреждениях, которые мы даем в местных СМИ. Нужно быть бдительными, а если вы стали жертвой преступления, немедленно сообщать об этом в полицию. Ведь в таких ситуациях время работает против нас.

– Какие качества цените в сотрудниках? Что никогда не простите?

– В оценке сотрудника придерживаюсь правила «трех П» – это порядочность, профессионализм и показатель оперативно-служебной деятельности, то есть эффективности. При наличии порядочности профессионализм развить можно. Тогда будут и результаты. Соответственно, не буду мириться с бездушием, неискренностью, дутыми показателями. Чего никогда не прощу? Предательства. Хотя… никогда не говори «никогда». Не зря же мудрецы говорят: «Прощать умеет только сильный».

– Остается ли у Вас время на увлечения?

– Если бывает свободная минута, стараюсь посвятить ее дочке. На хобби времени просто не хватает. Если не считать моего отношения к сильным, крупным собакам с большим преданным сердцем... Переезжая в Марий Эл, оставил сыну алабая и немецкую овчарку.

– Есть ли у Вас любимая книга, кинофильм?

– Три раза перечитывал «Тихий Дон» Шолохова, «Тараса Бульбу» Гоголя. Когда служил в армии, взахлеб, с упоением перечитал «Войну и мир» Толстого. Если говорить о фильмах, то их ценность для меня, как и в случае с книгами, определяется силой характера героев, их человечностью.

– Как бы Вы сформулировали свои жизненные принципы?

– Добиваться намеченных целей. Делиться опытом с молодыми сотрудниками, передавать свои знания. Быть принципиальным, справедливым. А вообще, есть древний принцип, очень верный: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру