Тренер "Ариады" подводит итоги сезона

Для представляющей республику в ВХЛ команды сезон завершился уже достаточно давно

Страсти улеглись, и сегодня важно осмыслить произошедшее и узнать у руководителей клуба планы на будущее. Слово – заместителю директора ХК «Ариада» по связям с общественностью Айдару Хаялиеву и главному тренеру команды Андрею Цареву. 

Для представляющей республику в ВХЛ команды сезон завершился уже достаточно давно
Андрей Царев. Фото предоставлены пресс-атташе ХК "Ариада".

– Первый вопрос Айдару, который оперативно и квалифицированно освещал все игры команды в регулярном первенстве. Как оцениваете минувший сезон?

– Как неудачный. Хотя начиналось все достаточно оптимистично. Наша команда под руководством Игоря Жилинского отправилась на своеобразный тест-драйв в Сибирь. И в первом же своем матче сокрушила – 3:0 - ангарский «Ермак». Ребята стартовали с уверенной победы в гостях над очень неудобным для нас соперником, которому раньше мы в гостях не раз крупно проигрывали. Потом была победа в Красноярске над «Соколом». Далее, после небольшой осечки в Усть-Каменогорске, последовали виктории не над кем-нибудь, а над будущими финалистами Кубка «Братины» – «Ижсталью» и «Торосом». Казалось, все складывается благополучно. Но потом случился провал, после которого наша команда оказалась на самом дне турнирной таблицы. В результате в самый разгар сезона сменился главный тренер. Игорь Жилинский написал заявление об уходе, и президент клуба Виктор Васильев его подписал.

Наставником стал Андрей Царев, который до этого был помощником главного тренера. Игровая карьера Андрея Александровича богата выступлениями за клубы суперлиги, он был бронзовым призером России. Играл и в нашей команде, где и завершил свою карьеру. В межсезонье присоединился к тренерскому штабу «Ариады». Став главным тренером, многое сделал для того, чтобы исправить ситуацию и вывести команду в плэй-офф. К сожалению, не получилось.

– Прошлым летом мне поступило предложение – стать одним из тренеров «Ариады», потом у меня родился сын, третий ребенок в семье, - рассказывает Андрей Царев. - Это было знаковое событие. Ведь пришлось взять ответственность не только за семью, но и за команду, которая оказалась в тяжелейшей ситуации.

– Должность главного тренера – ответственная. Согласились сразу?

– Не каждый день поступают такие предложения. Поэтому, когда президент клуба Виктор Васильев сказал, что он верит в меня и в команду, которую предложил возглавить, с одной стороны, было приятно, с другой – я понимал меру ответственности.

– Как провели первую тренировку? Сказывалось волнение?

– Было волнение. Все-таки одно дело, когда ты находишься в роли помощника главного тренера, другое – когда выходишь в роли наставника команды, пусть на тот момент исполняющего обязанности главного тренера. Конечно, волновался. Но скоро все встало на свои места. Самое главное, команда все поняла правильно.

– Бытует мнение, что начинающий тренер еще долгое время остается в большей степени игроком, нежели наставником. Так ли это?

– Если хочешь стать настоящим тренером, надо забыть о том, что совсем недавно был игроком, и полностью войти в новую роль. Ведь если игрок на льду выплескивает свой адреналин через борьбу, через азарт и столкновения, то на тренерском мостике важно придержать эмоции и с холодной головой приступить к анализу складывающейся ситуации, надо держать нити игры и стараться своими действиями минимизировать ошибки команды.

– Первая игра под вашим руководством стала победной. Сложись она по-другому, работать, наверное, было бы еще сложней. Вы настраивались только на победу или были изначально готовы к любому исходу?

– Всегда хочется выигрывать, неважно в какой игре. Конечно, на тот момент очень хотелось, чтобы дебют в должности исполняющего обязанности главного тренера оказался удачным. Да и ребята хотели поскорее вылезти из той ямы, турнирной и психологической. Хотелось переломить ситуацию, вернуть забытый вкус побед и начать движение вверх. Нам удалось соединить эту психологическую составляющую с установками на игру, которая в итоге сложилась для нас удачно.

– Главным достижением стала победа психологическая?

– Да. Тем более приятно, что у нас перед той игрой не было мыслей типа – будь как будет. Хотелось, чтобы вышло так, как нужно. А нужна была победа. Для всех нас. Для команды, для руководства, для болельщиков… И мы проявили характер в матче с хорошо сбалансированной и мотивированной на тот момент командой из Нижнего Тагила. Любопытно, что там в это время тоже поменялся тренерский штаб. У руля встал хорошо известный любителям спорта Владимир Васильевич Голубович, у которого в команде я, будучи хоккеистом, играл. Поэтому противостояние с ним было для меня вдвойне принципиальным.

– Что было самым сложным в дальнейшем?

– Поддерживать победный дух. Настроить команду, направить ее в нужное русло, заставить поверить в собственные силы и убедить играть в тот хоккей, которым мы сильны и который приносит нам успех.

– И у вас это получилось! Но слишком много очков было потеряно. Как говорится, поезд ушел…

– Тогда об ушедшем поезде не было речи! Сезон надо было спасать, и для этого важно было сделать все от нас зависящее. Биться до конца, помня, что надежда умирает последней.

– Был ли шанс выйти в плэй-офф?

– Конечно, и мы боролись за этот шанс…

Скамейка запасных игроков

– Но в итоге не дотянули. Притом, что у болельщиков существует несколько версий о причинах неудачи. Одна из них – недостаточная надежность голкиперов. Отсюда вопрос: почему вы так часто меняли вратарей, чуть ли не через матч? Ведь в большинстве других команд на последнем рубеже почти всегда играет один, самый проверенный и опытный вратарь, так называемый основной голкипер.

– Так случилось, что у нас на тот момент не оказалось стопроцентного основного вратаря. Поэтому, с учетом большой игровой нагрузки, хотелось, чтобы все стражи ворот находились в хорошей кондиции и получали достаточную игровую практику. Мы заранее уславливались, кто в очередном матче будет защищать ворота. Настраивали и готовили конкретного вратаря на очередную конкретную игру.

– По статистике «Ариада» была одной из лучших команд в «регулярке» по игре в большинстве. А в чем, на ваш взгляд, вы уступали соперникам?

– Вероятно, в игре в обороне. Особенно в решающие моменты матча, когда надо было играть предельно концентрированно и внимательно. У нас же в этот момент нередко случались сбои. В итоге мы проигрывали матчи, в которых вели в одну, две и даже три шайбы. Мы упускали победу, когда играть в обороне надо было более хладнокровно, максимально просто, без лишнего риска.

– Эти ошибки в большей степени вина отдельных защитников или вас – тренеров, не сумевших их успокоить и объяснить, как следует играть?

– Говорят, что матчи выигрывает команда, а проигрывает тренер. С себя я ответственности не снимаю. Но напомню, что у нас в ходе чемпионата была системная проблема – постоянный дефицит здоровых, не травмированных игроков и, в первую очередь, защитников. Нам приходилось даже переквалифицировать в защиту нападающих! Естественно, ломался рисунок игры. Плюс была колоссальная физическая и психологическая нагрузка на игроков, которым приходилось выходить на лед не отдохнувшими. Играть в пять защитников на протяжении пяти-семи матчей очень непросто. Переигрывание положенного игрового времени приводит к «окислению» мозгов, к желанию в какой-то момент просто выкинуть шайбу из своей зоны, подальше от ворот. А это чревато последствиями. Поэтому нельзя валить всю вину на защитников!

– Чего все-таки не хватило команде, чтобы выйти в плэй-офф? Ведь в какой-то момент вы подобрались к заветной шестнадцатой строчке в турнирной таблице. Несколько матчей подряд стояли на «пороге», но так и не переступили его.

– В плэй-офф хотели попасть все. Мы, выбираясь со дна турнирной таблицы, отдали слишком много сил. Да и удачи где-то не хватило. И психологический фактор сыграл свою роль. Мы, возможно, слишком рано поверили в то, что вопреки всему выйдем в финальную серию. И не сказать, что расслабились, но в каких-то играх или даже отдельных эпизодах не сыграли через не могу. Не дотерпели, и в итоге не взяли нужные очки.

– Были ли игроки, от которых в сезоне ожидали большего?

– Конечно, были. В том числе те, что не смогли тактически перестроиться и показать ту игру, которую мы от них требовали. Были и психологические проблемы. И, как я говорил, физическая усталость. Кто-то справлялся со всем этим, кто-то нет. Но спрос-то – со всей команды и, конечно же, с тренера.

– Каким видите состав команды на следующий сезон?

– Основной костяк нынешней «Ариады», я думаю, сохранится. Есть игроки других клубов, которых мы хотим видеть у себя и с которыми ведем переговоры.

– Какие планы на межсезонье? Где пройдут летние тренировочные сборы? В каких турнирах предполагаете участвовать?

– Все пока – в плане обсуждения. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в стране, мы будем отталкиваться от того, что летние сборы проведем дома, в Волжске. Планируем провести турнир на Кубок ЗАО «Ариада». Может быть, нас пригласят для участия в каких-то турнирах. Ну и будем договариваться с командами-соперницами о товарищеских матчах.

– Болельщики – народ горячий. Неудача в минувшем сезоне вызвала волну критики. Как относитесь к ней?

– Нормально. Болельщики вправе критиковать, обсуждать те или иные наши действия. Главное, чтобы они не перестали верить в команду и поддерживать ее. Особенно в те моменты, когда нам тяжело. Когда болельщики заводят команду и гонят ее в атаку – крылья вырастают, и открывается второе дыхание!

В Волжске болельщики азартные, горячие, но справедливые. Они умеют сопереживать и поддерживать команду. Я это знаю не только как тренер, чувствовал эту горячую волну поддержки, когда выступал за «Ариаду» в качестве полевого игрока. Главное, чтобы болельщики были на трибунах. Когда они переживают, подбадривают, играть значительно легче, нежели при полупустых трибунах. Недаром говорят, что поддержка болельщиков – это половина успеха команды!

– Вы играли под руководством многих известных тренеров. Чьи наработки хотели бы применить?

– (смеется) Хочется взять все самое лучшее! Но винегрет из чужого тренерского опыта делать нельзя. Мне посчастливилось работать под руководством таких известных тренеров, как Моисеев, Воробьев, Крикунов, Голубович, Соловьев, Варнаков. У всех – свои индивидуальные подходы к игре, свои тактические схемы и наработки. Слепо копировать их бессмысленно. Надо выбрать лучшее, переосмыслить и попытаться встроить в нашу схему игры. Дальше предстоит сделать самое важное – попытаться привить это наше коллективное видение хоккея, его психологию игрокам. Ну а для соперников это пусть останется загадкой! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру