Мэр Йошкар-Олы - о субботнике, о митинге и Дне Победы

Павел Плотников откровенно рассказал о своем видении городских проблем

Эта беседа состоялась после встречи мэра с жителями города, посвященной весеннему субботнику. Одна из главных задач в эти дни – привести столицу республики в порядок после зимы и подготовиться к празднованию Дня Победы. 

Павел Плотников откровенно рассказал о своем видении городских проблем

- Павел Вячеславович, одно из ближайших мероприятий в городе – большой субботник. Что нас ожидает?

- Городские субботники пройдут 17-18 и 24-25 апреля. Начало в девять утра. Никакого принуждения не будет, хотя я, конечно, призываю всех горожан принять в них участие! Необходимо убрать улицы, скверы, парки, дворовые территории от накопившегося за зиму мусора и грязи. На субботник выйдут все сотрудники администрации города, городские депутаты, муниципальные и государственные предприятия и учреждения, управляющие компании, предприниматели и просто неравнодушные горожане, для которых дом не заканчивается порогом своей квартиры, и которые хотят сделать чище и свой двор и место своей работы. Все желающие поучаствовать в субботнике и помочь в уборке будут обеспечены инвентарем, мешками для мусора. Мусор нужно складировать в целлофановые пакеты и оставлять на придорожных газонах, а во дворах – в местах складирования ТБО. После субботника его вывезут на городскую свалку. По всем вопросам можно обращаться в администрацию по телефону Единой диспетчерской службы 64-16-63, либо к своему депутату, управляющей компании.

- Что нового будет в проведении субботника по сравнению с прошлыми годами?

- Мы хотим возродить лучшие советские традиции, в первую очередь, в плане массовости. Очень хочется, чтобы для каждого человека чистота во дворе, чистота на улице стала столь же естественной, как чистота в собственной квартире! Когда граждане собственноручно будут убирать территорию, на которой проживают или работают, то и мусорить расхочется. А пока же основной наш ресурс в борьбе с теми, кто сорит в городе, – общественное порицание, убеждение в необходимости чистоты, комфортного проживания, уважения к своим соседям. Мое глубокое убеждение - штрафы здесь совершенно бесполезны и должны применяться адресно к злостным правонарушителям, когда другие меры уже исчерпаны. В ближайшее время мы планируем модернизацию сайта администрации и газеты «Йошкар-Ола», в том числе, будет учреждена рубрика «Самая грязная улица», «Самый грязный двор», «Самый злостный правонарушитель», в которые каждый неравнодушный может прислать своих «номинантов».

- Каковы Ваши планы по благоустройству городских дворов?

- Программа по благоустройству городских дворов действует три года. Уже видны положительные результаты. В этом году мы планируем обустроить более 70 дворов, списки которых размещены на сайте администрации города. Основным критерием отбора для участия в программе является желание и готовность жителей участвовать в благоустройстве своего двора путем создания ТОС (территориального общественного самоуправления). Это не требует никаких финансовых и материальных затрат, а практическую помощь всегда окажут ваши депутаты. Впервые на эти цели в городском бюджете предусмотрено 20 млн. рублей. Данная программа предполагает не просто установку детских игровых городков, а комплексное обустройство дворовой территории, причем именно так, как этого хотят сами жители. Это может быть и устройство парковки, детских, спортивных площадок, ограждение территории, озеленение, обустройство площадок для выгула домашних животных, площадок для сбора ТБО и даже установка видеонаблюдения.

Практически в каждом дворе есть территория, которая может быть обустроена, использована во благо всех жителей жилого дома. В старых микрорайонах это бывшие дровяники, сейчас пришедшие в запустение и используемые, в лучшем случае, для складирования ненужного хлама, который даже если украдут - не жалко. Что-то вроде промежуточного этапа между балконом и помойкой: и сам не пользуюсь, и выбросить жаль. Такие места складирования представляют реальную угрозу возгорания либо обрушения. Мы планомерно сносим подобные постройки, оставляя право выбора способа дальнейшего использования территории за жителями.

- Проясните ли ситуацию с точечной застройкой в Йошкар-Оле.

- Застройка городской территории осуществляется на основании и в соответствии с генеральным планом развития города Йошкар-Олы, правилами землепользования и застройки, проектами планировки территории. Создана площадка для выработки взаимоприемлемых градостроительных решений, на которую мы приглашаем всех неравнодушных жителей города. Институт публичных слушаний сравнительно молод, но набирает популярность с каждым годом. Мэрия города всегда прислушивается к рекомендациям публичных слушаний, ведь они приняты большинством. До появления публичных слушаний вопросы застройки с гражданами просто не обсуждались. Если граждане хотят повлиять на застройку города, пусть приходят на публичные слушания, где этот вопрос обсуждается, и высказывают свою позицию открыто, доказывают свою правоту и отстаивают интересы перед другими горожанами.

- А каково у нас состояние городского жилищно-коммунального хозяйства?

- Несмотря на наличие множества различных проблем, городские предприятия жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают бесперебойное снабжение жителей города коммунальными ресурсами, своевременно устраняют возникающие аварии на сетях. Так, завершающийся отопительный сезон мы прошли без чрезвычайных ситуаций. Проблемы с управлением жилыми домами возникают там, где вследствие задолженности населения и нежелания самоорганизоваться жилые дома остаются без управляющей компании по причине расторжения договора или банкротства организации. Содержание многоквартирного жилого дома - это обоюдная ответственность владельца квартиры и управляющей компании. Если собственником не в полном объеме осуществляется оплата, то невозможно рассчитывать на качество поставленных коммунальных услуг и своевременное проведение текущего ремонта. Общая задолженность населения в сфере ЖКХ превысила по городу 200 млн. рублей, а это значит, что в каких-то домах на 200 млн. рублей не проведен и не будет проведен ремонт. Безразличие собственников или перекладывание вины за проблемы дома на третьих лиц приводит к ситуации отказа управляющих компаний от обслуживания домов и расторжению контрактов на управление, так как управляющие компании - это коммерческие организации, а не благотворительные фонды. У нас есть такие примеры, когда дома «перебрали» все управляющие компании - и муниципальные, и частные, и ни одна из них не готова взять на себя управление, потому что гасить долги и вкладывать деньги в общее имущество собственники не хотят, собрания не проводятся, а жители способны только писать жалобы и требовать выполнения работы. Управляющие компании не несут вины за то, что с момента создания дома в нем не проводился капитальный ремонт, а обязанность содержания переложена государством на плечи жителей, приватизировавших квартиры или муниципалитетов в отношении бывшего ведомственного жилья.

- В Йошкар-Оле планируется проведение митинга «Где дороги?», наподобие прошлогоднего. Как Вы к нему относитесь? И как Вы прокомментируете многолетние проблемы с йошкар-олинскими дорогами?

- Мы все хотим, чтобы у нас были хорошие дороги. Скажите, а если мэр города, депутаты, дорожные организации, коммунальные предприятия тоже выйдут на митинг, от этого дороги улучшатся? Ямы исчезнут? Появится качественное покрытие? Дополнительные парковочные места? Решатся вопросы водоотведения? появится ливневая канализация? Надземные переходы? Восстановятся придорожные газоны? Отремонтируются 400 км тротуаров? Благоустроятся остановочные площадки? Или, может быть, дорожный фонд города на 2015 год с 42 млн. увеличится до миллиарда рублей? Если да, то мы все выйдем на митинг! А если серьезно, то я считаю, что митинги - бесполезны. Те проблемы, которые там будут обсуждаться, уже давно всем известны: и мне, и депутатам, и дорожникам, и горожанам. Скажу более: известны и пути их решения. Эти проблемы возникли не год назад и не десять, но решать их предстоит мне.

Давайте начнем с того, что все наши дороги построены в советское время, средний возраст городской дороги - 34 года, а нормативный срок службы - десять лет. Когда их проектировали и строили, под дорожным полотном не предусматривали ливневую канализацию, а прокладывали водоводы, теплотрассы, другие инженерные коммуникации. Основания дороги делали упрощенным. Нормативы их строительства не предполагали, что ежедневно по дорогам города будут ездить более 70 000 машин.

В 90-х годах приоритетными направлениями бюджетов всех уровней была выплата зарплаты, социальных пособий, пенсий. Дорожная отрасль в Йошкар-Оле финансировалась по остаточному принципу, а фактически – не финансировалась. Это привело к тому, что в 90-х и 2000-х годах дорожные предприятия неоднократно банкротились. Дороги города не содержались, текущие ремонтные и плановые капитальные работы не проводились, существующая система ливневой канализации была разрушена. В связи с банкротством многих предприятий, на балансе которых были ведомственные дороги, город вынужден был принимать их и содержать без какой-либо компенсации. Дорожные предприятия ввиду катастрофического недофинансирования периодически банкротились, с молотка распродавалась материально-техническая база, терялись квалифицированные специалисты. Апогеем стал 2010 год, когда в городе отсутствовала коммунальная, дорожная техника, а в зимние метели вводилась чрезвычайная ситуация. Ни дороги, ни дворы не убирались. Снег не вывозился. Ни смет, ни грязь, ни песок - не убирались. В лучшем случае, грязь сгребали на придорожные газоны, которые стали выше бордюров, тогда как должны быть ниже их на пять сантиметров.

Те ремонтные работы, которые проводили дорожные службы, давали сиюминутный результат, который «не доживал» даже до окончания сезона: в середине июля бригада рабочих вручную клала, зачастую в лужи, без надзора, остывшую смесь с асфальтового завода, которому минуло 40 лет. Это был ремонт. Его последствия можно лицезреть и сегодня.

Честно говоря, когда мне пришлось совместить две должности – должность первого заместителя и заместителя мэра, председателя комитета, - я был в шоке, в каком состоянии находится городская дорожная отрасль. Это был октябрь 2011 года, нужно было начинать зимнюю компанию. Обращаюсь к директорам: «Есть техника?» - «Есть». Едем на предприятия, показывают пару грейдеров, десяток стареньких тракторов и еще какой-то металлолом. Половина не работает, половина разукомплектована. Спрашиваю: «А где остальное?» - «Это все. Больше нет». Проанализировал финансовое состояние предприятий - все в предбанкротном состоянии. Пришлось принимать ответственные решения, зарабатывать деньги, убеждать мэра и просить депутатов направить дополнительные заработанные комитетом по имуществу денежные средства в дорожную отрасль, приобретать современную коммунальную дорожную технику, асфальтобетонный завод, искать специалистов, менять директоров предприятий. Фактически мы заново вместе учились содержать и ремонтировать дороги.

За три с половиной года мне удалось наполовину обновить парк нашего МУП «Город», добиться качественных изменений в содержании улично-дорожной сети в зимний период. В этом году, несмотря на экономически сложную ситуацию в стране, мы как никогда готовы к проведению полномасштабного ремонта автомобильных дорог. Для этого у нас все есть: техника, кадры, заранее заготовлены инертные материалы. И как только погодные условия позволят, мы приступим к ремонту. Следить за качеством выполняемых работ позволит приобретенная дорожная лаборатория.

Возможно, я разочарую горожан, которые ждут от мэрии и от меня лично, что в одночасье улично-дорожная сеть Йошкар-Олы превратится в немецкие автобаны. Скажу, что это невозможно - у нас на это нет средств. Но я приложу все усилия, чтобы ямы на дорогах исчезли. Будут возможности – естественно, будем уходить и от ямочного ремонта, и от ремонта картами, будем менять дорожное полотно полностью, реконструировать и капитально ремонтировать наши дороги, выносить коммуникации, делать ливневку.

Информация для митингующих: на сегодняшний день из 42 млн. рублей дорожного фонда (топливный акциз) фактически поступило 12 млн. рублей. Ни копейки транспортного налога в бюджет города не поступает! Кто из митингующих готов и способен содержать городские дороги, чистить, ремонтировать, вывозить снег, убирать мусор и платить штрафы за их состояние за эти деньги, с тем я готов встретиться в любое время.

- Какова судьба проекта трассы через «Сосновую рощу»?

- Проект еще в разработке. Требуется федеральное финансирование, но пока неизвестно, будет ли.

- Я недавно читал в новостях, что озеленение Йошкар-Олы отстает от вырубки растительности. Это правда?

- Это неправда. Во всех парках в последние годы высажено много саженцев. А вырубленный ивняк в Сомбатхее – разве благородное зеленое насаждение? Липы и клены никто не рубит. Бульвар Гоголя? Там деревья были уже старыми, а так называемые экологи, которые вбивали металлические стержни в деревья, чтобы испортить бензопилы, добивали тем самым деревья.

- Как мэрия взаимодействует с общественными организациями по охране природы?

- Я все их поддерживаю. Если тот же гражданский активист хочет чем-то реально помочь - пожалуйста! В прошлом году в мэрию принесли ведро асфальта. Я отослал гражданскому активисту это ведро назад с просьбой заделать яму в своем дворе. Этот человек, кстати, ее до сих пор не заделал. Когда в его дворе предприниматели поставили детский городок, его и видно не было. С обустройством Димитровского парка мэрия ему помогла – выделили трактор, бензопилы, инвентарь. Если он и дальше захочет делать что-то для города, то найдет у нас полное понимание. Как и все остальные, кто хочет работать, а не только строчить жалобы и пиариться в СМИ.

- Общественная палата республики на днях одобрила проект Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Марий Эл». В двух словах: что предлагает этот «закон о борьбе с наливайками»?

- Предлагает, чтобы «наливаек» не было в жилых домах. Депутаты городского собрания в этом вопросе почти единодушны. Проект закона одобрен на внеочередной сессии депутатов Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола».

Мы получили одобрение Общественной палаты Республики Марий Эл, которая поддерживает принятие законопроекта, как актуального нормативно-правового акта, направленного на защиту общественных интересов. На днях поступил официальный ответ Министерства юстиции Российской Федерации, в котором сообщается, что противоречий федеральному законодательству в указанном проекте закона не выявлено, форма и текст проекта закона соответствует правилам юридической техники.

Ситуация, сложившаяся у нас в городе с т.н. «наливайками», критическая. И мне непонятно, почему контролирующие органы, обладающие достаточными полномочиями, не могут навести порядок в этой сфере. Все прекрасно понимают, что эти рюмочные и закусочные не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к барам, кафе и ресторанам, но закрывают на это глаза. Ранее у администрации были полномочия по согласованию открытия торговых точек и мест общественного питания, и мы проверяли и контролировали соблюдение требований закона. Такого бардака в то время не было. Хороший это был механизм или плохой – но он работал. Сейчас масса контролирующих и надзирающих органов лишь разводят руками и переводят ответственность друг на друга, боясь испортить свою проверочную статистику и, не дай бог, ущемить интересы малого предпринимателя. А предприниматель тем временем, пользуясь бездействием властных структур, торгует контрафактным алкоголем, травит горожан, не платит налоги и плевать хотел на те неудобства, которые причиняет его заведение жителям близлежащих домов и микрорайона.

Запретить продажу алкоголя вообще мы не можем и не преследуем такую цель, но мы можем обеспечить горожанам комфортное проживание в собственных домах, без угрозы быть избитым или искалеченным по дороге домой. В связи с чем мной было принято решение о разработке законопроекта, запрещающего размещение «наливаек» в жилых домах. Депутаты городского собрания поддержали эту инициативу, как и 80% горожан по данным соцопроса. Полномочия по принятию данного закона находятся у Государственного Собрания РМЭ, и мы будем добиваться его принятия. «Наливайки» - это наша общая беда и общая проблема, и решать ее нужно сообща.

- Приближается великая дата - 70 лет Победы. Как город готовится к празднику?

- Запланировано более пятисот мероприятий, посвященных этому празднику, - строительство мемориального комплекса на Марковском кладбище с именами героев, покоящихся в братской могиле, формирование Бессмертного полка, подготовка к Вахте памяти, автопробегу по улицам города, городским фестивалям, концерту-марафону, праздничному украшению города.

Недавно завершились мероприятия по вручению юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Мы постарались сделать это не просто протокольным мероприятием, а праздником для наших ветеранов. Специально для них были организованы десять концертных программ в новом театре оперы и балета. К этой инициативе присоединились депутаты городского собрания, неравнодушные предприниматели города, которые оказали помощь в приобретении цветов и подарков, обеспечили доставку ветеранов на такси до театра и обратно. Тех, кто не смог прийти лично, сотрудники администрации и депутаты чествовали на дому. Я и сам, когда выпадало свободное время, ездил и вручал медали и подарки ветеранам. Для меня и для всех, кто принял участие в этих мероприятиях, большая честь отдать дань уважения людям, которые отдавали жизнь, здоровье, силы за нашу Родину.

- О других проблемах. Как обстоит дело с трудоустройством уволенных сотрудников компании «Универсал»?

- По заверению владельцев сети магазинов «Наш», уволенные сотрудники «Универсала» будут трудоустроены на работу в «Пятерочки» - магазины, которые откроются на месте некоторых закрытых «универсаловских». Это должно случиться уже в апреле.

- Павел Вячеславович, как Вы относитесь к идее возвращения выборов мэра?

- Если общество настаивает на всенародных выборах, надо выходить с этой инициативой. Но мы уже проходили этот этап, и особых достижений не припоминается. Мэр должен, в первую очередь, быть хорошим управленцем и не бояться принимать ответственные решения. А в результате всенародных выборов зачастую побеждает человек, давший самые громкие, но не самые продуманные обещания. Ну, приходит он к власти и узнает, что денег на их выполнение нет, а зарабатывать он не умеет и вообще плохо представляет себе, что ему делать со всем этим городским хозяйством. Кому от этого лучше? Кандидат должен заранее представлять, где он найдет средства для финансирования своих предвыборных обещаний. Также нужно умение работать с местным бизнесом. Нужны очень серьезные знания!

Действующая система уже сейчас предполагает открытый выбор мэра города, но не напрямую населением, а избранными ими представителями - депутатами. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы повысить степень его ответственности: мэр, избранный народом, не подконтролен никому, мэр избранный депутатами, – ответственен перед Собранием депутатов, подотчетен им. Однако почему-то сейчас оппозиционные партии даже не предлагают на этот пост своих кандидатов, хотя это великолепная трибуна, чтобы продемонстрировать свои взгляды на будущее города. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру