Пятьдесят с плюсом

Йошкар-олинский лицей № 11 собрал выпускников последних десятилетий

Школьная жизнь, как никакая другая, насыщена событиями. А если у школы многолетняя история, то и важных дат в ней с каждым годом будет все больше! И все же для йошкар-олинского лицея № 11 2014-2015 учебный год особенно знаменателен. 6 октября здесь отметили 105 лет со дня рождения легендарного педагога Таисии Ивановны Александровой. А сейчас коллектив лицея начинает готовиться к празднованию большого юбилея – в мае лицею исполнится 190 лет!

Йошкар-олинский лицей № 11 собрал выпускников последних десятилетий
Таисия Александрова на обложке журнала "Огонек" Фото из архива йошкар-олинского лицея № 11

25 мая 1825 года в Царевококшайске было открыто первое уездное училище. Произошло это благодаря знаменитому математику Николаю Лобачевскому, ректору Казанского университета. В 1936 году школа переехала в новое здание и стала называться средней школой № 6 им. Горького. В 1945 году она получила новый номер - № 11. В 2004 году после прохождения аккредитации школа стала лицеем № 11, которому было присвоено имя Героя социалистического труда Таисии Александровой. Девочка, родившаяся в селе Кожважи Горномарийского района, стала звездой педагогики. Герой Социалистического труда, дважды награжденная орденом Ленина, заслуженный учитель МАССР и РСФСР, Таисия Ивановна проработала учителем математики в средней школе № 11 более тридцати лет.

Цифры, даты, юбилеи… Кто-то из читателей, они возможно, уже утомили? Но у нашего журналиста была возможность убедиться, что сами лицеисты историю своего учебного заведения знают назубок. В субботу, 18 октября они собрались вместе и позвали гостей, чтобы вспомнить прежние годы, учителей, которые навсегда остались в их сердцах. Повод был достойный: 50 лет назад в школе были открыты первые математические классы. На встрече звучали имена легендарных педагогов: Сергея Степановича Леухина, Александра Матвеевича Лежнина, Виктора Константиновича Смышляева, Мадины Михайловны Тамаевой... И, конечно, Таисии Александровой.

- Таисия Ивановна называла меня предателем за то, что я, одна из маткласса, ушла в гуманитарии, - открыла тайну заслуженный работник образования РМЭ, учитель географии и экономики лицея Лариса Олеговна Орлова. – Мои ребята, бывает, жалуются, как им трудно приходится в учебе, и я отвечаю: вы не учились у Таисии Ивановны! А они смотрят на меня как на динозавра, с трудом верят, что я – ученица легендарного педагога. Между тем нам в свое время пришлось нелегко. На нас отрабатывались новые методики, опробовались программы. Досталось так, как не досталось первому отряду космонавтов! И знания мы получили блестящие!

Богатая история математических классов вставала перед гостями лицея во всей полноте. Это заслуга руководителя школьного музея, заслуженного работника образования Марий Эл Люции Габдельнуровны Кавиевой и ее активных помощников-пятиклассников. Они изучали старые документы, разыскивали выпускников, предлагали, подтверждали и опровергали самые разные гипотезы… И вот результат: на юбилей матклассов пришли найденные ребятами бывшие ученики, живущие в Йошкар-Оле, Казани, Москве. Видеообращение из Австралии прислал выпускник 1991 года, профессор математики Сиднейского университета Георгий Сафронов. Все они с удовольствием делились воспоминаниями, которые, как часто бывает, в чем-то не совпадали друг с другом. Так, выпускница 1972 года, кандидат экономических наук, первый заместитель министра образования и науки Марий Эл Татьяна Гусакова вспоминает:

- Я заканчивала уже не математический, а физико-математический класс. Преподававший физику Сергей Степанович Леухин учителем был строгим. Если выйдешь к доске и задумаешься, сразу: «Садись, два!» Можно было получить несколько двоек подряд, а потом – пятерку в четверти.

- Не два, а единицу! – откликнулось из зала сразу несколько голосов.

- Может быть, со временем Сергей Степанович смягчился и перешел с единиц на двойки, - предположила Татьяна Михайловна. – Вместе с тем наша жизнь не сводилась только к учебе. Помню, каждую субботу в актовом зале были тематические вечера или танцы, на которые приходили ребята со всего города. То старое деревянное здание школы до сих пор для меня самое родное. Но школа развивается, меняется, растет. От лица министерства образования и науки я поздравляю вас с юбилеем! Мы гордимся вами!

Учитель физики Сергей Степанович Леухин

За пятьдесят лет математические и физико-математические классы выпустили около полутора тысяч учеников. Однако успехи в преподавании этих дисциплин наметились намного раньше. Доказательство этому – Николай Григорьевич Назаров, выпускник 1949 года, ученик Таисии Александровой, доктор технических наук, профессор кафедры метрологии и сертификации МГТУ им. Баумана:

- Таисия Ивановна была маленькая женщина, но очень сильная душевно. Она любила своих учеников. Уроки строила так, чтобы мы не просто решали задачи, а учились думать. Никогда не кричала, не грозилась, но умела заинтересовать своим предметом каждого. Рассказав нам доказательство очередной теоремы, спустя некоторое время она вызывала к доске одного из учеников и просила повторить его. Однажды вызвала меня. Я пытаюсь объяснить доказательство, но понимаю вдруг, что получается не то, что она говорила, а нечто совсем другое. Когда я закончил объяснение, Таисия Ивановна с удивлением сказала: «Коля, я рассказывала вам совсем другое, но ты по-своему доказал то же самое!» Она была этим очень довольна!

Школьный музей истории пополнился в этот день новыми экспонатами благодаря выпускнику 1967 года, заслуженному экономисту России и Республики Марий Эл, доктору экономических наук, профессору кафедры экономики и финансов МарГУ Евгению Царегородцеву. Он подарил музею свой ученический билет, удостоверение о прохождении практики по специальности «оператор счетно-клавишных машин» и два экспериментальных учебника по математике тех лет.

Первый математический класс

Рассказали о своих школьных годах выпускницы первого математического класса 1966 года Вера Емельянова и Елена Денисова. «Волгатех» представил целую династию выпускников 11-й школы: это проректор по научной работе и инновационной деятельности, доктор физико-математических наук, профессор Дмитрий Иванов, его сестра Наталья Рябова, тоже профессор и доктор физико-математических наук, заведующая кафедрой радиотехники и связи, и ее дочь, кандидат физико-математических наук Мария Рябова, работающая на кафедре высшей математики. Юное поколение лицеистов приняло веселые поздравления от друзей-математиков из гимназии № 4 и лицея № 28.

«Московский комсомолец» в Марий Эл» тоже поздравил лицей.

- В отличие от большинства присутствующих я не учился в этой школе, - говорит директор «МК» Валерий Басин. – Но у меня была возможность очень пристрастно следить за школой, потому что здесь училась моя внучка. И с самых первых дней я был покорен здешней активной и творческой педагогической атмосферой, особым отношением к ученику. Сам инженер-математик, я одиннадцать последних лет наблюдал, как грамотно из маленьких людей создают личности. Не раз «МК» писал о достижениях лицея, его интереснейших методиках и потрясающих учителях. Это не один и не два одаренных педагога - большой увлеченный коллектив, как оркестр, управляемый хорошим дирижером - директором Людмилой Андреевой.

Таков мой искренний взгляд взрослого человека, к тому же, из прошлого века. И мне кажется, присутствующим здесь страшеклассникам будет небезынтересно услышать мнение своей сверстницы – выпускницы лицея 2013 года. Я попросил свою внучку Викторию, которая учится на втором курсе одновременно в двух вузах – в Московском физико-техническом институте и в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, - отвлечься на несколько минут и написать пару слов о матклассе. Но, едва начав, она поддалась еще свежим впечатлениям и прислала целое письмо!

«…Попытка поступить в математический класс была неслучайной, ведь с малых лет родители приучали меня к азам великой науки. Приходилось считать километровые столбы по дороге на дачу, делить на части и пересчитывать вкусные тортики. Тогда я и не подозревала, что придется пройти через огонь и воду. Извилистая и тернистая дорожка поджидает каждого, кто подсядет на математику! Неудача за неудачей, задачи не решаются, в памяти пробои, тут не сходится, там не сходится, не успел выучить одно, а уже новая тема, и так бесконечно, пока... Пока ты не поймешь, что вся эта кутерьма стала частью твоей жизни. Математика не оставит тебя в покое, она будет сниться тебе, она будет ломать тебя, когда что-то не получается, и делать счастливым, когда что-то выходит. Когда в твоей жизни будут проблемы, математика поможет забыть о них, ибо проблема нерешенной задачи будет затмевать любые другие. Возможно, вы спросите: а как это все помогает мне в жизни? Ответ прост и давно известен: тяжело в учении, легко в бою. После всех «прелестей» и тягот «матанализа» остальные аспекты бытия кажутся значительно легче.

Хотелось бы выразить огромнейшую благодарность той женщине, что была нашей путеводной звездой, той женщине, на которую мы с изумлением и восхищением смотрели, когда она рассказывала что-то у доски, той женщине, в чьих руках мел выписывал, казалось бы, невероятные вещи, той женщине, что вселила в нас стремление к бесконечному совершенствованию. Светлана Валерьевна Щеглова, вы были самым любимым моим учителем. Это чистое восхищение вами, как человеком, умеющим хорошо работать, выслушать и помочь, преподать лаконично и просто, но в то же время осветив все самое важное. Когда вы говорили, что школа - это рай в сравнении с тем, что нас ждет впереди, как же вы были правы! В институте не хватает тщательного «разжевывания» и «разбора полетов», которое присутствовало на наших занятиях в школе. Тем не менее, упорство, привычка делать все вовремя, оперативно, поэтапно осваивать материал, не сдаваться - все это осталось, вы этому нас научили».

С самого начала школа давала ученикам возможность получать лучшие, актуальные знания, сотрудничала с вузами, с авторитетными учеными, которые считали честью преподавать научные дисциплины талантливым, целеустремленным детям. Не один год своими знаниями увлеченно делился с учениками доктор физико-математических наук, профессор Михаил Николаев. В 2012 году в память о нем один из кабинетов математики получил его имя.

Помимо математики и физики сегодня лицей осуществляет углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла и обществоведческих наук. Уже десять лет проводится межрегиональная научно-практическая конференция «Александровские чтения»… Впрочем, если сейчас начать перечисление всех достижений лицея, наш рассказ затянется надолго! Отметим лишь, что одним из результатов огромной работы, проводимой администрацией, становятся стабильно высокие баллы единого государственного экзамена, значительно превышающие российские и республиканские показатели.

- Наши ученики усвоили, что знания напрямую конвертируются в жизненный успех, - резюмирует директор лицея, заслуженный работник образования Марий Эл (и, кстати, учитель математики!) Людмила Андреева. – Перспективы развития лицея мы сегодня связываем с наукоемкостью, профессиональной педагогической компетентностью и качеством образования.

Это значит, что завтра учеников лицея будет отличать все та же широкая эрудиция, фундаментальные знания и умение применить их в жизни так, чтобы принести пользу себе, республике, нашей стране!

Что еще почитать