Следуя за белым кроликом

Впечатления от программы основного конкурса 35-го ММКФ

…Короткометражки, ретроспективные показы отдельных режиссеров (Коста Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Урсула Майер, Алексей Балабанов, Ульрих Зайдль) и киностудий («Золотая коллекция «XX век Фокс», «Французская Синематека представляет», «Пражская весна. Памяти Галины Копаневой»). Впервые были сформированы программы: «Третий возраст» - фильмы о тех, кому за 50; «Сталинградская битва. Победители и побежденные» - из наших и немецких игровых фильмов об этом событии; «Олимпийское движение. Хроники». Проблема памяти - ее исчезновения, сохранения, восстановления так или иначе проходила через всю фестивальную программу, а также - проблема различного восприятия одних и тех же реальных фактов и событий.

Впечатления от программы основного конкурса 35-го ММКФ
"Скольжение". Антон Розенберг

Знаковым событием был показ 23 и 24 июня грандиозного легендарного четырехчасового документального фильма Лени Рефеншталь «Олимпия. Часть 1: Праздник народов» и «Олимпия. Часть 2: Праздник красоты» (ФРГ, 1938) - о Мюнхенской олимпиаде 1936 года, в которой атлеты разных стран салютуют Адольфу Гитлеру. Этот фильм давно растащен на цитаты в игровом и документальном мировом кино, а мы впервые имели возможность увидеть его целиком. Зрелище прекрасное: он показывает красивых, сильных духом людей разных стран, ведущих мирное бескорыстное состязание. Немецких атлетов, молящихся перед рекордами. Медалей и денежных премий нет, а есть венки из дубовых листьев и живой дубок в горшке. Свет, ракурсы и качество изображения при технических возможностях тех лет кажутся просто невероятными.

На заключительном брифинге 29 июня президент ММКФ Никита Михалков высказал мнение, что в отечественном кино почти нет фильмов, на которые можно пойти всей семьей или хотя бы с женой. Режиссеры активно используют убийства, человеческие страсти и пороки для привлечения зрительского интереса к картине. На 35-м ММКФ таковой явно была тема гомосексуализма. Ее отметили все журналисты, и даже в программе основного конкурса она проходила чуть не в каждом втором фильме. Но программа составлялась все же по принципу разностороннего отражения жизни людей в разных странах, их взглядов на реальность, прошлое и будущее, на перспективу культуры, нравственных ценностей. «Я знаю то, что мне не нравится, но это не повод, чтобы этого не показывать. Кризис не только в кино и не только в Европе, он сегодня везде!» - Никита Михалков.

Да, он, этот кризис, топчет людей. Иногда люди, даже восточные женщины, сопротивляются ему. И находят новые формы существования.

Фильм Момчило Мрдаковича «Мамарош» («Маменькин сынок», Сербия, Германия, Венгрия) о культурных сербах, ставших беженцами в США в период бомбардировок Югославии войсками НАТО. «Мне не нравится цвет ваших паспортов: он красный», - откровенно заявляет чиновник на пограничном пропускном пункте герою с чудной сербской фамилией Иванович и его маме-пенсионерке. Герой, профессиональный киномеханик, в лоб цитирует довольно резкую фразу из известного голливудского фильма. Сердце офицера, видимо, соединившись с какой-то минимальной памятью детства, смягчается, он удивлен, что цитируют его любимый фильм, и Америка раскрывает герою и зрителям свои цветные пластиковые объятия. Герой видит пестроту и показушность жизни, труд тысяч эмигрантов, которые обеспечивают фундамент этого рая. «Где тут место культуре, привычке заботиться о родных, носителем которой является каждый европеец, будь он хоть цыган?!» - как бы спрашивает режиссер у зала. Мне показалось, этот скрыто возникающий диалог со зрителем и является самой главной фишкой фильма. В сценах на территории Сербии мы просто сопереживаем герою и его маме в их мытарствах, но «за бугром» начинается интересное. Происходящее на экране переворачивается на 180 градусов, по принципу обратной перспективы. Диалог на берегу голубого Дуная перетекает в диалог на фоне отражающихся в заливе небоскребов. Повторяются занятия людей, томление души в поисках перспективы при неприменимости накопленного культурного потенциала... На чем, на каких духовных ценностях вырастет следующее поколение эмигрантов? И зритель чувствует гордость за наше оптимистическое прошлое, за родину; после сеанса многие устремлялись к режиссеру и его маме, послужившими прототипами героев, чтобы пожать руки, поблагодарить за надежду и оптимизм.

Конкурсный фильм «Мальчик по имени Эйч» японского режиссера Ясуо Фурухата оценили как высоконравственный и цельный, даже не очень пафосный, как все японское. Люди в нем не теряют лица и не сгибают спины перед унижениями репрессий, военных действий, пожаров. Хаос не всесилен, говорит режиссер. Главное - стойкость духа и благодарность Богу за испытания. Школьники до ночи маршируют с винтовками и в касках, учатся тушить пожары на крышах. Взрослые отказывают в еде собственным детям, чтобы накормить голодных детей соседки. Терпение и труд, некого обвинять, «иначе станешь плохим человеком». Самое ценное в фильме, на мой взгляд, наставление, которое в начале войны с американцами христианин-японец дает сыну: он велит проявить терпение, которого понадобится много, потому что война будет долгой, но, что бы ни случилось, мальчик не должен совершать поступки, которых будет стыдиться после войны.

По словам режиссера, японцы нескольких поколений любят и смотрят преимущественно в кинотеатрах именно такое, нравственное кино. После такого правильного фильма конкурсная картина «Скольжение» (реж. Антон Розенберг, Россия) ударяет обухом по голове. Ее аудитория - определенно люди, устойчивые к сленгу и семиэтажному мату, к кровавому мясу, ковырянию в кишках немытым пинцетом и пулям, пулям, пулям, летящим во все стороны. Герои - сотрудники Госнаркоконтроля, погрязшие в коррупции настолько, что до середины картины зритель не может разобраться, кому сопереживать. Все издерганы, криминальны, все подсиживают ближнего и держат камень за пазухой. Даже женщины, жены полицейских ведут себя скрытно, двойственно и противоречиво, утратив всякую надежду о чем-то договориться с мужьями.

«Мне хотелось сделать фильм, в котором будет минимальное количество лжи», - сказал Антон Розенберг. Он долгое время был успешным режиссером в области рекламы, знаком с принципами позиционирования и продвижения товара, но всегда мечтал об игровом авторском кино. Однажды снял короткометражный фильм об оборотнях в погонах. Его увидели продюсеры и решили финансировать полнометражный фильм с теми же актерами и сюжетом. Получилось нечто захватывающее, с сумасшедшей динамикой монтажа, обычно несвойственной художественному кино. Несмотря на приглушенное, почти черно-белое цветовое решение, для слабонервных и ищущих внутреннего развития этот фильм будет тяжеловат. А для решения проблем Госнаркоконтроля или формирования идеалов молодежи он, пожалуй, бесполезен. Хотя зрительская аудитория и сумасшедшие кассовые сборы в сегодняшней российской глубинке ему обеспечены на 150 процентов!

"Иуда". Алексей Шевченков

Фильм «Иуда» по рассказу Леонида Андреева на пресс-показе большую часть времени вызывал странное подозрение, что тебя, зрителя, режиссер морочит. Иуда (Алексей Шевченков) по сюжету похож на бродячего «беглого». Апостолы идут за Христом и по дороге спрашивают себя о цели этого движения. И, похоже, только проходимец Иуда, затесавшийся в эту компанию по желанию Учителя, знает, куда и зачем это движение. Режиссер-постановщик, 25-летний Андрей Богатырев, выпускник ВГИКа, лидер рок-группы «тОт», вовсе не считает, что его фильм - о начинающейся религии. «Я вообще терпеть не могу рассказывать о концепции фильма! - сказал он в интервью. - Но когда мы снимали его на Мальте довольно небольшим кругом участников, мы думали о поисках молодыми своего индивидуального жизненного пути. У каждого из нас этот путь неповторимый, свой, и его необходимо пройти до конца, если хотим в жизни быть счастливыми». Ради этого поиска, ради приглашения зрителя думать и мыслить о жизни я бы советовала смотреть этот фильм и тем, кто заканчивает школу, и людям в промежуточных состояниях поиска себя. «Душа-то бессмертна...» - как-то просто и между делом произносит Иуда незадолго до конца истории. А потом - свалка в Гефсиманском саду, где мечи нелепы, сопротивление бесполезно, страх - тотальный, и не успеешь ничего разобрать, как уже вбивают гвоздь в руку Учителя. (только цветность фильма отвлекает от воспоминаний об аналогичном кадре в фильме Андрея Тарковского). И вот Иуда начинает в очередной раз нудить и что-то шамкать. Омерзительный, грязный, с бегающими глазами. Но я почему-то не могу его не слушать, просто оторваться не могу от его рук, а потом вдруг встречаюсь с ним глазами на несколько мгновений. Он рассказывает никому, в пространство, о своих преступлениях за всю жизнь, и его никто кроме зрителя не слушает. Но это не театрально. Снято в эстетике документального кино, словно покаяние заключенного в колонии...

Кино и отражает, и моделирует жизнь, выступает проводником идей, в том числе, как многие заметили на фестивале, и гомосексуализма. Кажется, устояли против этой напасти только китайцы: в документальном фильме «Дымные горы» мужчины пробуют потанцевать вдвоем и тут же отказываются со смехом. Западное кино эту тему разрабатывает всерьез с той или иной степенью художественности. Или под прикрытием других тем и идей.

"Роль". Константин Лопушанский

На фоне многих других целомудренно выглядит фильм «Роль» Константина Лопушанского. Неспешный, целиком выдуманный по сюжету, классического квадратного формата черно-белый фильм снят с минимальным бюджетом в 2 млн. 400 тысяч рублей на базе нескольких киностудий при участии Министерства культуры РФ. Это кино о театре, о лицедействе. В сущности, тоже о лжи, как и все кино. Но этот первородный грех и движет все мировые интриги. Герой - актер, уставший от лицедейства на сцене, решается на авантюру: из благополучной Финляндии перейти в послереволюционный Петербург, чтобы побыть в шкуре и в шинели бывшего красного командира. Такой вот экстрим! Тут либо пан, либо пропал. Но, как мне показалось, мотивации для столь крупной и наполненной личности (а главную роль исполняет Максим Суханов) маловато. Тем не менее перед нами развертывается мир настоящих старинных паровозов, коммуналок, мебели. Герой - марсианин на этой планете, ему не с кем вступить в контакт, связи, которых он ищет, рвутся одна за другой. От крупности объектов (в частности, фактура главного актера) в минимальном пространстве у зрителя постепенно возникает ощущение недостатка воздуха и света, местами он почти засыпает, продолжая в то же время благоговеть перед великолепной работой актеров и оператора, перед грандиозностью общего замысла. Из темноты периодически возникают супер-крупные планы типов постреволюционной России: менты, бывшие белые офицеры, потаскуха в поезде, прозрачная от недоедания учительница... Манера игры актеров - театральна, но это стильно в пространстве данного кино и всего творчества Константина Лопушанского, создающего произведения с большими культурными параллелями. Захват пространства в кадре сознательно ограничен: примерно два на два метра. Ощущение прорезанной в черной бумаге квадратной рамки, через которую зрителю предложено заглянуть в туманное прошлое, следуя за главным героем, как Алиса за Белым кроликом. И когда этот герой вдруг, как Лев Толстой, уходит и тонет в заснеженном пространстве, обрывая всякое дальнейшее развитие действия, испытываешь невольное разочарование. Зачем и во имя чего тогда все было?! Но этот же вопрос мучит, видимо, и постановщиков фильма, и замерзающего одинокого героя.

Вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого о том, что есть два вида и мотива сочинительства: открыть истину или скрыть ее. Увы, большинство игровых фильмов лгут о времени и о человеческих страстях. Кино - иллюзия, но оно должно быть, если говорит о величии духа, дает правильное понимание мира и времени.

«Раздача слонов» отразила, что и зритель, и кинолюбители, и киноведы выделили фильмы, в которых герои все же находят выход из кризиса окружающей действительности. «Золотого Святого Георгия» за лучшую режиссерскую работу получил Тацуси Оомори (фильм «Долина прощаний», Япония). Награда «За лучший фильм» досталась «Частице» (Турция). Режиссер фильма Эрдем Тепегез на вопрос, как он лично считает, может ли кино изменить реальность, ответил, что нет, «но кино может изменить человека, который может изменить реальность». Жюри российских киноклубов вручило приз Лопушанскоому за «Роль» и Богатыреву за «Иуд». Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков назвало лучшими «Долину прощаний» и «Маттерхорн» (реж. Дидерик Эббинге, Нидерланды). Жюри азиатских кинокритиков присудило свой приз фильму «Маттехорн», он же получил приз «Ключ к зрительским сердцам». Жюри ФИПРЕССИ - приз фильму «Чужие воспоминания». Журнал «Коммерсант» - фильму «Беспредел» Арчила Кафтарадзе (Грузия).

От картины закрытия «Распутин» (режиссер Жозе Даян (Франция), автор сценария и режиссер монтажа русской версии Ираклий Квирикадзе) все ждали откровения о нашей отечественной истории. Ожидания не оправдались. Участие Жерара Депардье, Ксении Раппопорт, Владимира Машкова, Фанни Ардан, Филиппа Янковского, Константина Хабенского и других блестящих актеров, съемки в Юсуповском, Зимнем и Екатерининском дворце, разрешение на которые было получено, по словам исполнителя главной роли Жерара Депардье, от самого Владимира Путина, роскошная симфоническая музыка Энри Лолашвили сделали фильм роскошным, но не наполнили зрителя по отношению к главному герою ни сочувствием, ни ненавистью. Скорее смутным чувством, что кино опять откровенно, дорого, динамично и красиво... врет. Позиция автора относительно развития и влияния личности на русскую историю выражена только закадровым русским посткомментарием - голосом Сергея Шакурова. Утешает, что ориентация у главного героя все-таки, как ни крути, правильная была, и он это трижды активно доказывает травестишной ориентации графу Юсупову. Стереотипы поведения современных горожан приписываются и царственным особам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру