«Орда» внутри каждого из нас

В сентябре на экраны России выходит фильм Андрея Прошкина и Юрия Арабова «Орда»

На 34 Московском международном кинофестивале он был удостоен специального приза Жюри Ассоциации азиатских кинокритиков NETPAC. А также - приза «Серебряный Святой Георгий» за лучшую режиссерскую работу (Андрей Прошкин), а исполнительница роли матери последних ханов Великой Золотой Орды, Тайдулы, актриса Роза Хайруллина, получила «Серебряного Святого Георгия» за лучшую женскую роль.
 

В сентябре на экраны России выходит фильм Андрея Прошкина и Юрия Арабова «Орда»

На фестивале фильм был показан трижды при переполненном зале. 23 июля у меня была счастливая возможность записать на камеру пресс-конференцию со съемочной группой фильма в кинотеатре «Художественный». Мне кажется, подобные публикации дают зрителю возможность приоткрыть тайну процесса создания великого кино, а также процесса мышления некоторых великих художников, наших современников, которые в силу своей профессии всегда остаются за кадром.

В пресс-конференции принимали участие генеральный продюсер картины Сергей Кравец, сценарист Юрий Арабов, режиссер-постановщик Андрей Прошкин, актеры Максим Суханов, Федот Львов, Виталий Хаев, Александр Яценко, Андрей Панин, художник-постановщик Сергей Февралев, оператор-постановщик Юрий Райский, композитор Сергей Айги.

Один из первых вопросов из зала был путаным и касался какой-то нечеткой позиции авторов в отношении чудотворства русских святых, которая нашла отражение в картине. Такое впечатление, что в фильме подвергается сомнению решающая роль русских святых и московского православия в русской истории.

Юрий Арабов: ...Слава Богу, это понятно! Вообще-то картина эта - о хождении интеллигента во власть! Мы делали современную картину, - неужели не понятно? Неужели не понятно, чем это хождение кончилось - подаренной шубой и тем, что человека чуть не убили? Непонятно самоуничтожение зла? Что бог заказы не принимает, и чуда по требованию вам не будет!

Крик из зала: Чу-да хо-тим!

Юрий Арабов: Не будет! Не принимает Господь.

Вопрос режиссеру: Вы этот фильм сделали специально к году нашествия варягов на Россию?

Андрей Прошкин: Вот она, волшебная сила искусства!.. (Смех в зале). Я не думал о годовщине нашествия варягов, мысль любопытная, надо подумать.Что касается "натурализма", - ну, а что делать, такой язык фильма. У нас есть право разговаривать таким языком. У вас - есть право этот язык не принимать.

Вопрос из зала: Из чего вы создавали историческую фактуру фильма?

Андрей Прошкин: Ну, какая-то информация об Орде есть... Мы изучили все, что смогли достать. Для меня лично самым интересным оказались записки путешественников, которые попадали в Золотую Орду. Есть раскопки, есть сохранившиеся вещи, но мы, честно говоря, не ставили себе целью делать скурпулезную историческую картину. И у Юрия Николаевича в сценарии стоит такая ремарка: «Показался глиняный город, которого... уже никогда не будет на земле, а может быть, никогда и не было». - Вот от этого мы и снимали фильм. Прежде всего, благодаря совершенно фантастическому художнику Сергею Февралеву, который работает именно в этом направлении, - создавали образ несколько марсианского города: там есть ордынские мотивы, азиатские, африканские, есть фантазия нашего художника. Я всех просил не быть реалистами, стараться не копировать какие-то вещи, которые они видели, а сочинять, отталкиваясь от реальности.

Сергей Февралев: К сожалению, на сегодняшний день раскопали лишь два процента реально существующей столицы Золотой Орды. Это исторический способ освоения материала. Существует иной метод - житие: некий миф, мистерия. И здесь включаются законы, которые действуют в иконописи, фресковой живописи: совершенно другие представления о пространстве, другие законы композиции. И существует некий третий метод. Если использовать только два, материал был бы непонятен для людей, была бы экзотика, реконструкция историческая, а нам нужно, чтобы эта история была - про нас, про сейчас! Третий метод - это попытка понять современность как проекцию прошлого. Пример могу элементарный привести: в фильме человек едет перед ханом, или перед любым его выездом впереди и крутит над головой трещотку - аналог современной мигалки. Мы искали альтернативу прошлого в современном городе, и Андрей тогда сказал, что Орда для русского человека из Москвы - это Нью-Йорк. Мы пошли на увеличение этажности домов! Ученые до сих пор спорят об зданиях Орды. Но у нас это особый мир: что-то здесь сказано эзоповым языком, что-то - мифологическим, а что-то - подлино историческое...

Андрей Прошкин: Что касается историчности. Судьба всех сыновей хана Тимура по факту была такова, как она описана в картине; участие Тайдулы в заговоре, убийстве своего сына - это одна из исторических теорий, все подтверждено историческими источниками. В финале мы не рассказали о реальной судьбе Тайдулы: ее привязали к коню и таскали по городу, пока от тела не остался просто окровавленный шмат плоти...

Вопрос из зала касался трех знаковых героев фильмов трилогии "о власти", сценарии которых писал Юрий Арабов в девяностые годы, в проекции на сегодняшнюю идеологическую иерархию России. Резкий взгляд на Восток, в Золотую Орду, с ее гибнущей ханской династией, глазами русского святого (митрополита Алексия) - это попытка поиска новых духовных иерархий?

Юрий Арабов: Кроме вышеозначенных, у нас, слава богу, есть и другие герои. У нас есть, например, Фауст, симпатичный Мефистофель с хвостиком на заднице, у нас есть фильм «Брат» - «великая история всех времен и народов»... Есть фильмы артхаусные, где вообще не трогаются никакие иерархии. Что касается тех картин, которые мы назвали... Сейчас - это для вас не секрет, это и ни для кого не секрет, - власть судорожно ищет некие идеологические основания для самой себя, и эти поиски упираются в церковь. Хочет та или не хочет, но власть точно хочет, чтобы она стала идеологическим основанием того, что сейчас происходит. К этому можно относиться по-разному. Многие это приветствуют. Для меня это все - проблема. И когда я писал эту историю, для меня самое главное было, пожалуй, - сказать, что не в силе бог, но в правде. Вот у нас он, понимаете, все время - в силе: шашки наголо и мы куда-то скачем, хотя шашки давно затуплены и техника не работает! И все - сила, сила, сила, сила... А под этим - совершенно полное бессилие! Те «иерархи», которые сейчас появляются (в кино), - ответ наших коллег, художников на эту проблему. У Павла Семеновича (Лунгина) о чем снят «Царь»? О том, что церковь должна корректировать светскую политику государства. Что прежде всего светский политик, кем бы он ни был, должен советоваться с церковью: если церковь говорит нет, то светский политик должен отступать. Вот о чем «Царь», Павел Семенович ради этого делал картину. Мне кажется, что это довольно благородная позиция, но здесь много вопросов. В частности, а все ли духовные иерархи находятся на должной морально-этической высоте?..

Вопрос из зала: Фильм на очень высоком, европейском техническом уровне, очень редком для России. Каковы масштабы его финансирования? И каковы параллели вашей картины с фильмом Тарковского «Андрей Рублев» (в частности, лошадь в церкви) в смысле отражения национального вопроса в России?

Сергей Кравец: Финансировали картину «Фонд кино» и частные спонсоры. Продюсером выступала компания «Православная энциклопедия», которая уже делала картину «Поп» с Владимиром Хотиненко. По-моему, мы сумели обеспечить творческий процесс. Трудно было обеспечить достаточное финансирование, в целом удалось.

Андрей Прошкин: В результате удалось снять картину так, как нам хотелось с художественной точки зрения. У меня осталось ощущение продюсерского подвига. Я всю жизнь существую, как и все мои коллеги, в ситуации: «Так, ребята, вот у вас есть столько, - вот что хотите, то на это и делайте! Но больше денег не дадим!» Словно бюджет - это деньги, которые даются режиссеру на игрушки! В этом смысле поведение «Православной энциклопедии» мне кажется просто героическим. Но кроме денег у нас была изумительная группа, прежде всего, художественная - Сережа Февралев, художник по костюмам Наталья Иванова, выдающийся мастер реквизита Нина Колодкина. Ценно, что картина доказывает, что все рассказы о том, что «русские ничо не умеют», - чушь полная! Мы в состоянии снимать картины на любом уровне сложности, включая компьютерную графику. Я вас уверяю, вы и на 90 процентов не понимаете, где она есть! Что касается Тарковского, я стараюсь не анализировать влияния: в какой-то момент это начинает мешать. «Андрей Рублев» - одна из главных национальных русских картин, она очень многое говорит о России, о русском характере, ментальности, о национальной гипертрофированной совести как основе характера. Просто наша картина сделана принципиально другим языком. Лошади в церкви - не параллель, в истории так и было.

Пожилая дама из первого ряда партера: Я болезненно почувствовала эту современность! Для меня этот фильм идет абсолютно в подбор с фильмом «Чудо»: оба - богомерзкие и оба антирусские! А вы говорите, что поп с Богом не торгуется? Вот вы как раз торгуетесь! И с Богом, и еще кое с кем!

Сергей Кравец: Это не вопрос, а заявление.

Юрий Арабов: ...Которое вы можете подать, в соответствии с новым законом, в прокуратуру!

Андрей Прошкин: Спасибо - за высокую оценку нашей работы!

Максим Суханов: Для меня очень ценно во всей этой истории, - то, что «орда» так или иначе существует внутри каждого человека, но никогда никакие низкие энергии не смогут победить то, что мы можем называть духовными энергиями. Гражданский поступок моего персонажа для меня самое главное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру