Через диалог культур - к культуре диалога

Это девиз IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Двадцать игровых (из них десять полнометражных) и двадцать документальных фильмов отобраны в конкурс и в параллельную обширную программу из более чем 450 заявок из 54 стран мира. Большую их часть (по 79 заявок) осуществили Россия и Иран.

Это девиз IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино
"Степняк" Шамиля Алиева

Утром, придержав дверь в подъезде перед пожилой женщиной, получаешь длинное наставление, как правильно выйти замуж с точки зрения ислама, как важно дарить улыбку и делать добро. Ночью, поднимаясь по лестнице девятиэтажки, видишь курящего в окно высокого прямого деда с седой бородой в чистой футболке. Говоришь в спину: «Добрый вечер». Он доброжелательно поворачивается: «Здравствуйте», - и в глазах у него если не медресе, то академия наук уж точно... Казань - город неожиданностей.

Все просмотры на фестивале бесплатны. Гостей и прессу кормят обедом. Народ разбаловался: на презентации короткометражек из Женевской коллекции от фестиваля Восточного кино FIFOG их арт-директора, Тахара Хоучи, спросили: «Вы бы не хотели выложить ваши фильмы в Интернете?» Он, разумеется, обрадовался идее, ведь на производство каждого фильма уходит от двух до пяти лет и не менее 300 тысяч долларов. Ответил по-французски: типа, года через три подумаем...

Двадцать игровых (из них десять полнометражных) и двадцать документальных фильмов отобраны в конкурс и в параллельную обширную программу из более чем 450 заявок из 54 стран мира. Большую их часть (по 79 заявок) осуществили Россия и Иран. Иранское кино на фестивале представлено разнообразно и явно лидирует по качеству. Иран страна богатая и очень религиозная. После объявления США эмбарго на экспорт нефти и газа в Европу и за океан она обратила экспорт на Восток, в Корею и Китай. Полностью перешла на внутреннее самостоятельное производство промышленных товаров, сельхозпродукции. Страна самодостаточная, высококультурная. Студенты из Ирана учатся в лучших университетах мира, кино щедро финансируется государством, но государство и требует от кино определенной идеологической и нравственной выдержанности, высокого художественного качества.

Мелодрама «Мокрые письма» («Письма под дождем») Марджан Ашрафизадех более всех претендует на главный приз в основном конкурсе полнометражного игрового кино. Фильм о трудной жизни молодей женщины, ухаживающей за больной матерью. В процессе истории у нее отнимается все, даже дом и работа, но то, о чем она, ежедневно трудясь, посылает тихую молитву Богу, все-таки исполняется. В самом конце, когда уже хочется роптать, и сил нет, и надежда почти оставила. Героиня продолжает выполнять обет даже после смерти матери. Путь совершенствования и исправления судьбы должно пройти до конца. Фильм очень красивый, актерская и режиссерская работа в нем тонкая, психологически и нравственно точная, правильная. Ощущение праведности не покидает нас с первой минуты, когда на черном экране появляется надпись на персидском и английском: «Во имя Аллаха». То есть весь фильм для создателей его и зрителей - соучастников этого творческого акта фактически является молитвой, духовным священнодействием, а не просто актом творческого самовыражения.

Детский иранский фильм «Да здравствуют ангелы!» (режиссер Фарзад Айдари) объясняет безумно сложную тему смерти, страдания, хаоса и порядка, Бога и вечной жизни души легко, весело, всеми современными средствами кино, исключая, наверно, только 3D. Маленькая девочка прошептала желание, чтобы больная бабушка не умирала, - но какие перемены в мире вызвало исполнение этого желания ребенка! Все чуть не кончилось концом света! «Ты необычная девочка, если Бог так тебя слушает!» - говорит странный герой, похожий на Эйнштейна. Но девочка не так проста, чтобы раскваситься и сказать: «Да вот!» Правильная такая иранская девочка, вроде английской Алисы, любопытная, рисковая, ходит на грани. Запретных для современного искусства тем в Иране практически нет, но всякая культура - это ограничения и запреты: нельзя искажать замысел Божий относительно человека, его образа, моделировать противоестественное, пропагандировать фашизм, расизм, безбожие, развращать душу зрителя потребительскими и суицидальными устремлениями западного общества. Искусство должно звать человека к свету и давать силы для преодоления земных невзгод, которых достаточно, - такова мысль правильного иранского кино.

На этом фестивале режиссеров благодарят не за красоты киноязыка, а за нравственный урок («сабак»), нравственную задачу, которую фильм задает зрителю. И массовый зритель этого фестиваля именно с таких позиций судит о качестве кино. Это необычно и здорово.

Здесь можно увидеть и современное индийское кино, которое отличается от того, к которому мы привыкли. И формат непривычный, и песен тех уж нет, и проблемы круче. У Египта проблемы те же и еще печальнее. «Новый день. Новая надежда» Халы Лотфи: героиня живет с мамой-аутом (они не разговаривают) и отцом при смерти. Обычная проблема и для России, убежать от нее просто - но в никуда, решить можно, только прожив достойно, с нежностью и пониманием. Фильм снят длинными кадрами, вместе с тем я заметила, что каждый кадр как бы вытянут по вертикали за счет продуманной внутренней организации пространства. Герои действуют в постоянной тесноте, но в высоком внутреннем устремлении, как во времена готики.

У Турции примерно те же проблемы (фильм «Кэн» («Душа») Рашита Челикезера). Казахстан в программе «Сделано в Казахстане» показал почти трехчасовой документальный фильм «Отчизна» Аманжола Айтуарова. Такое уж точно никогда не покажут по Первому!

В программе «День молодого татарстанского кино» представлены короткометражные картины А. Галиаскарова, Л. Хасановой, А. Петровой, А. Галеевой, И. Рахимбая, П. Москвина, В. Сахиповой и Г. Ахметовой. Новые имена в российском кинематографе включены и в программу «С первого дубля» (программа молодежного игрового короткометражного кино). Российскому кинематографу сегодня как никогда нужна молодая режиссура, утверждает буклет кинофестиваля. Но масштаб таланта проверяется тем, способен ли автор поднять факты и обстоятельства до настоящей духовной высоты, заставить зрителя переживать и чувствовать. Пока не у всех получается, но все стремятся.

«Не люблю «студентов»: они ленивые, а кинорежиссер должен гореть!» - признался азербайджанский режиссер Шамиль Алиев. Он в разряде мастеров отечественного, точнее пост-отечественного кинематографа. Его фильм «Степняк» - в основном конкурсе. По его словам, первое кино в Баку впервые снято еще в 1898 году! Сегодня существует своя национальная киношкола при Университете культуры и искусств. Но кино сегодня снимают даже мобильником, а художественного кино - не прибавляется. Проблема воспитания личности, проблема визуального ряда для этого воспитания... Натуру для «Степняка» искали долго: в Азербайджане промландшафт полностью вытеснил природные степи, где еще в прошлом веке паслись стада верблюдов. «В районе Горанбой нашли последний остров природы, где в кадре до горизонта нет ничего, кроме земли и неба, - рассказывает Шамиль Алиев. – Это история о том, как человек делает самостоятельный выбор между современной цивилизацией, жизнью общества потребления и собственной, природной, но трудной жизнью. Это трудный путь работы души, обстоятельств жизни, внутренних стремлений». Герои фильма не религиозны, мечеть и мулла в кадре возникают даже как некое чужеродное явление и только однажды: герой вынужден хоронить своего отца, который вроде бы был мусульманином, но просил похоронить себя тоже в степи. Обмывание тела и молитвы странны для молодого дикого юноши, он не понимает их языка и смысла. А потом появляется красивая девушка, просто прибегает из мира цивилизации босиком и остается в нищем домике Степняка навсегда. Он внутренне стремится в город, осваивает ботинки и белую рубашку, а она, наоборот, входит в доверие к верблюдам и уходит в степь пасти стадо. Сказка для взрослых. Возможность следить за поведением и думать: слов в фильме почти нет. Картина представила проблему современного мира, не только мусульманского. Это проблема свободного выбора человека между цивилизацией с ее ограничениями и ритуалами и природным обязанностями человека, действительно завещанными ему Богом: заботой о братьях меньших, о ближнем, о женщине. Верблюды в фильме - самое потрясающее. В какой-то момент понимаешь: они похожи на динозавров. Кто же следующий в этой прогрессии вымирания? Человек? Кино? Земля?..

В числе лидеров фестиваля по числу зрительских симпатий фильм «Иван, сын Амира» российского режиссера Максима Панфилова.

Американское кино, однако, проникло и сюда: невербальная и философская «Самсара» Рона Фрике - вне конкурса. Еще - странный, я бы сказала, агиточно-разъяснительный фильм на тему, как правильно выйти замуж в Америке, если ты мусульманка. Сценарий фильма Пола Курти «Право на любовь» словно списан с английского разговорника, действие представляет собой диалоги в разных бытовых ситуациях. Утомительно, скучно и спекулятивно. Но опять же – «сабак» местный зритель извлек и здесь!

В целом фестиваль головокружительно разнообразен по тематической направленности, он позволил себе мультипликацию, и даже венгерское кино (!), и ретроспективу председателя основного жюри, кинорежиссера Карена Шахназарова. Фильмом закрытия будет его «Белый тигр».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру