Глазами одной из 3000. Часть 1

Записки с 34 Международного Московского кинофестиваля

Бывалые дайверы по ММКФ отмечают, что 34 Московский кинофестиваль, слегка проигрывая прежним в пышности, поражает богатством программы. Наши «звезды» не так красивы, как мы хотели бы, не велики ростом наши легендарные режиссеры, банкет где-то в Лужниках, - зато пресс-конференции со съемочными группами большинства фильмов похожи на пиратские рассказы о фандрайзинге, партизанских съемках в условиях тотальных запретов на фиксацию (специфика времени). Взгляд камеры - все больше в лоб, он растягивает на широкий экран крупные планы кожи, ресниц, все откровеннее показывается взаимодействие обнаженных тел. Отдельная программа - «Секс, еда, культура, смерть», и там ежедневно можно увидеть самых светлых личностей отечественной киноиндустрии, так что есть надежда, что эти фильмы скоро появятся в прокате и, может быть, поднимут рождаемость в условиях тотального социального стресса.

Записки с 34 Международного Московского кинофестиваля

Игровое кино откровенно приближается к документальному. «80 миллионов» Вальдемара Кшистека - о борьбе профсоюза «Солидарность» в Польше; острый фильм о моральной деградации врача, который чудом каким-то превращает процесс родовспоможения, дородовой диагностики в орудие убийства, торговли и наживы «Людоед-вегетарианец» Бранко Шмидта (Хорватия); «Все копы - ублюдки» («А.С.А.В.») Стефано Соллима (Италия); черно-белый, ирреальный, как бред больного врача, лечащего обездоленных на улицах Берлина, - «Доктор Кетель» Линус де Паоли (Германия); «Город детей» Иоргоса Гикапеппаса (Греция) - о нескольких женщинах, которым везет или не везет в деторождении в условиях шизанутой жизни современного города и перекрестного адюльтера. Неудивительно, что в Греции есть и демографическая проблема: слишком они эмоциональные!

Интересно, к какой религии принадлежали татаро-монголы Золотой Орды? Фильм «Орда» Андрея Прошкина и Юрия Арабова совершенно запутывает этот вопрос, но несколько натужный одинокий крик русского монаха «аллах акбар» в нем явно режет ухо. Фильм показали трижды при переполненном зале. Он грандиозен и неординарен по изобразительному решению, современным идеям, которые вложены в основу всей рассказанной истории, - про «хождение интеллигенции во власть и о том, что Бог заказов не принимает» (Юрий Арабов. Пресс-конференция 23.06.12).

Сколько человек аккредитовано на фестивале в качестве прессы? Примерно три тысячи категории А, В, есть еще «гости и участники». Всего около 8,5 тысяч. Эти тучи и орды истирают подошвами мраморные лестницы, потребляют кофе, чай, мороженое и пиво. Кто-то приметил дешевые пирожки у метро, недорогую кафешку «Жигули» в начале Нового Арбата. Ежедневно с 12.00 эти тучи слетаются в билетную службу, чтобы взять три бесплатных дополнительных билета на выбранные сеансы в кинотеатре «Октябрь» для друзей и родных. Сами ходят на все сеансы по аккредитационным картам: их носят гордо, фланируя между «Октябрем» и «Художественный», в котором находится пресс-центр и проходят пресс-показы программ основного конкурса (17 фильмов), «Документального кино» (7), конкурса «Перспективы» (13) , выборочные показы из программ «Вокруг света», «Гала-премьеры» (5) и все пресс-конференции с творческими группами. На пятый день пресса и жюри почувствовали некоторую утомленность от поролона в креслах, многие журналисты в перерывах между просмотрами строчат рецензии в компьютерном зале, где есть кулер с горячей и холодной водой, бесплатный интернет, телефон, принтер, факс и - самое приятное - простые деревянные стулья! К шестому дню воспаляются глаза от недосыпания и постоянного сиденья в темноте. Из кинотеатра разбегаемся в 00.30, не разбирая дороги от усталости. В 9.00 - новый просмотр.

Есть один зал в «Октябре», где всегда чудовищный холод: он в подвальном этаже - зал № 2. В нем, наверно, первый раз за всю историю фестивалей было жарко. Был фильм Андрея Грязева «Завтра» - о деятельности московско-петербургской арт-группы «Война» и ее формах борьбы против существующей в нашей стране системы подавления, то есть полиции. Режиссер как бы кинул вверх кирпич, а потом предложил зрителю поменяться с собой местами. Состояние зрителя после просмотра трахнутое: в сумерках и сплошном мате несколько молодых людей и молодая мама годовалого ребенка по имени Каспер воруют еду из магазинов, собирают на помойках детские вещи и игрушки, чтобы дать им новую жизнь, переворачивают полицейские машины и выкладывают видеоролики об этом в интернете. Фильм был несколько лет назад запрещен к показу в России за свою противоречивость. Действительно, у некоторых зрительниц старшего поколения истерика выходила заливчатым неадекватным смехом, у некоторых криками: «Какой пример они подают молодежи!» Как оказалось, несмотря на частый мат в лексике, «подавали» его бывшие сотрудники «Музея КИНО» (Москва) - то есть люди высококультурные, которые и образовали эту легендарную арт-группу. И вот таким вот образом они осуществляют образ жизни художника. Почему «Завтра» поставлен в конкурс документального кино? Не все фильмы отвечают параметрам кинодокументалистики. Разве чешский полнометражный фильм «Театр Свобода» Якуба Гейна, в котором использованы неопубликованные ранее архивные материалы об известном чешском театральном художнике Йозефе Свободе. В «TT3D вырывается вперед» Ричарда Де Арагвеса (Великобритания) - архивные материалы в рассказе о мотогонщиках, участниках туристического траффи, новейшие трехмерные кино-технологии, камеры высокого разрешения и прочее, чем сильна Британия. Но это чем-то похоже на компьютерные догонялки. Или «Посол» Мадсе Брюггера (Дания) -история о том, как белый европеец прибывает в Центральную Африканскую республику с верительными грамотами на возглавление посольства Либерии и впаривает неграм о выгоде производства спичек. Они кивают головами, ругают французов, ушедших из страны колонизаторов, белому ни на грамм не верят, все - мусульмане, и вся страна сидит на алмазах. А он им - про спички! И все снимает скрытой камерой, в том числе, и разговоры с госчиновниками, алмазными магнатами.

Андрей Грязев: «Фильм создавался практически тайно: активисты группы «Война» попросили меня снимать и фотографировать их действия, монтировать и выкладывать в Интернет. Они согласились на съемки при условии, что я буду все это делать без продюсера и финансирования, чтобы не афишировать их дислокацию. Я сделал им роликов пятьдесят. Когда работа над фильмом завершилась, между нами осталось что-то вроде обиды: возможно, они потеряли в моем лице постоянного монтажера и оператора. Когда я за них взялся (2005 г.), Сокол и Воротников (руководители «Войны») говорили с миром еще на языке искусства, они что-то разрисовывали, тогда возник этот белый «палец» на асфальте Литейного моста в Петербурге (в фильме это финальный эпизод), который в западных искусствоведческих кругах был отмечен как явление искусства. Тогда я считал их героями времени. Теперь не считаю. Теперь я ставлю в центр годовалого Каспера, который запечатлевает это странное поведение: какая завтра судьба будет у него, такая судьба будет у России».

Вечером смотрели игровой фильм «Все копы - ублюдки» Стефано Солима (Италия) о жизни итальянских полицейских. Беспощадный фильм, жесткий, агрессивный. Но в нем есть и горячая живая боль авторов за своих соотечественников, которые вынуждены преступать «моральный закон внутри нас» по долгу службы государству: некоторые из них отказываются от человеческих норм поведения, за что и убивают их, и ненавидят, - и, судя по крикам и аплодисментам аудитории в зале, - не только в Италии. Хочу посмотреть этот фильм еще раз: страсти и диалоги к концу достигли такого бешеного темпа, что мы не успевали следить за переводом (фильм идет на итальянском, внизу кадра - два перевода - на английском и русском).

В документальном конкурсе трижды был показан потрясающе интересный и стремительный, как вихрь, фильм Екатерины Еременко и оператора Павла Костомарова «Чувственная математика» («Со1огs of Math»). В фильме в достаточно интимном пространстве даны монологи крупнейших математиков мира о сущности этой науки и их чувственном переживании процесса открытия, процесса мышления. Француз Цедрик Виллани, рассуждая о борьбе математики с энтропией мира, которая нарастает, рассматривает и покупает себе на лацкан стеклянных паучков, нервно выстукивает пальцами музыку на столе, на парапете набережной, уплетает тортики на конкурсе кондитеров-любителей, рассуждая о судьбе всех великих математиков: тот спятил, тот покончил с собой, но у одного из десяти все было хорошо, так что «математика - это не фатально». Или говорит о переходных состояниях: математика не может объяснить их, - и кланяется ошалевшему зрителю фильма, как университетской аудитории, после объяснения на двух досках уравнения Больцмана. Концентрация на мысли героев происходит на фоне улиц больших городов, вечеринках, где люди едят, хохочут, снимают под столом обувь. От них исходит чувство невероятной внутренней свободы: всемирно известный математик, профессор МГУ Анатолий Фоменко показывает свои математические рисунки, люстру в одном из холлов МГУ в виде пчелиных сот и рассуждает о проблеме Плато -проблеме устойчивых поверхностей, рисует мелом на доске схему оптимально организованных коммуникаций (в любом социальном или геометрическом пространстве, например, в строительстве дорог в городе, или в строительстве отношений между людьми). Все успешные соединения между точками проходят под углом 120 градусов - математический закон устойчивых поверхностей. (О, как прекрасна и комфортна была бы жизнь, если организовать ее по этим законам!)

Жан-Мишель Бисмут поет по нотам Бетховена, не смущаясь, что голос не певческий. В молодости он решил уйти из науки, но соскучился и вернулся: здесь интереснее. И вдруг этот улыбчивый старик выдает тираду о трагичности математики: «приходится верить в ее красоту и великолепие и при этом быть покорным только ей». Максим Концевич рассуждает об отрицательной кривизне, признается, что математики в большинстве элементарно не умеют считать, в бытовых подсчетах делают ошибки, и признается, что и сам запутался в собственном рассказе...

Почти все ученые - не в России. Режиссер и продюсер фильма Катерина Еременко, в прошлом выпускница мехмата МГУ и ВГИКа, в настоящее время живет в Германии, как и композитор фильма, Марк Шредер (это его первый фильм). Но для нее главное - вывести зрителя на иной уровень мышления, взглянуть на мир глазами математика, быть заодно с гением, но при этом быть в зоне искусства, то есть говорить на языке чувств.

Екатерина Еременко: «В МГУ я посещала семинар Израиля Моисеевича Гельфанда, очень известного математика, - вот был театр! Половина аудитории не понимала, о чем он говорит, но они получали от общения мощный эмоциональный импульс, который потом многим дал силы для жизни в науке, привел к открытиям в разных областях».

Меня этот фильм натолкнул на мысль, что «энтропия» - это вот весь бардак, который происходит у нас в жизни и в стране: система производства, образование, энергетика, социальные реформы, ЖКХ и общее отношение к жизни. И что искусство - способ борьбы человека с энтропией (хаосом) мира и разрухой в мозгах. Фильм Еременко крайне актуален. Я бы хотела, чтобы его смотрели институтами, школами, учреждениями культуры и заводами. Это лучший фильм фестиваля в конкурсе документального кино! Второе место в рейтинге зрительских симпатий - случайность: люди с высокой умственной организацией рассеянны и банально забывали бросить в урну листочки голосований после сеанса.

Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру